Ипотека и кредит

Информационный сайт.

 Альпинизм. Публикация 125.

Страница-источник

 
Манофонохрон ПиП Постановления Правительства Информационный раздел Новости

КОНЦЕПЦИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РАЗВИТИЯ АЛЬПИНИЗМА В САНКТ – ПЕТЕРБУРГЕ И НЕ ТОЛЬКО В ПИТЕРЕ…

Сергей Николаевич Пимкин,
  летчик, к.т.н., КМС СССР

Маленькое предисловие.

После того, как в стране примерно 10 лет назад начали происходить известные события, они неизбежно повлияли и на питерский альпинизм. Ускорился переход альпинистов 2-го и частично З-его поколений на равнинный образ жизни, наступил период общей неопределенности, коммерциализации по "совковому" и где-то разрухи. Приток новичков в альплагере упал, да и в самих лагерях возникли новые, непривычные для руководства и инструкторов проблемы.

Часть сильных альпинистов 3-его поколения, которые имели либо нашли необходимые "баксы", подались в Гималаи, либо в другие экзотические места планеты, типа Фиц Рой. Повсюду стали возникать группки, которые по наглому, но без необходимых знаний и опыта лезли на большой риск и иногда оставались живы, чем очень гордились.

Для примера, стоит ознакомиться со статьей В. Копылова «Семерка Донгуз Оруна» в журнале «На грани (журнал для ненормальных)» в № 2/3 за 2000 г., в которой автор (к слову и между прочим) упоминает легенду о том, что когда-то давным-давно один человек спустился на лыжах по «семерке» и «кто-то говорил, что это был японец, кто-то – поляк».

Автор не знал и даже не потрудился узнать, что этот кто-то был нашим соотечественником, мало того питерцем - Юрий Драхлин, который в 80-ые годы работал электриком на турбазе «Чегет» и увлекался экстремальными спусками на лыжах. У него были простые болгарские лыжи «Младость», простой фотоаппарат «Смена» и он был действительно и по настоящему Первым. В том числе (кроме «Семерки» - надо фото горы) первым спустился на лыжах по Ушбинскому ледопаду, с Когутайского ледника, осваивал спуски с других гор. Однако, Юра не захотел (или не успел) дополнить свой профессионализм в этой сфере и свой опыт перворазрядника по горным лыжам хотя бы минимальным альпинистским опытом. Он погиб в лавине, которую срезал при спуске по стене с горы напротив пика Победы. Похоронен родителями на кладбище «1905 года» в Питере. И о нем даже не помнят, если судить по Копылову.

Полезно ознакомиться с этим и с другими подобного типа журналами, что бы понять и почувствовать, куда мы валимся вместе с отлаженной в незабвенные советские времена системой горовосхождений и горных походов в СССР. И это, кстати, не ностальгия по прошлому. Это к вопросу о ребёнке, которого выплеснули вместе с пеной.

На таком общем фоне появление даже первого тома «Альпинисты Северной столицы» можно рассматривать, как первую ласточку (или одну из первых) на пути к возрождению и дальнейшему развитию альпинизма и других горных видов спорта в России. Конечно, возрождению в новом качестве, но возрождению. Ибо мы сейчас оказались на распутье: либо восстановление массовости, масштабов и одновременно, организованности, безопасности, либо дальнейшая «экстремализация», «элитаризация» и коммерциализация альпинизма.

Повторим еще раз то, что сделали и продолжают делать руководители, авторы и редакторы книги, особенно её главный редактор Г.Г. Андреев - благое дело и его надо продолжать, а также развивать. За это им всем большое спасибо.

А имеющиеся огрехи? Так никакое новое дело без них не бывает. И нам, настоящим, а также бывшим питерским альпинистам, а также горным туристам следует подключиться к этой работе и оказывать её инициаторам и ведущим всяческое, посильное содействие.

В связи с изложенным здесь маленьким предисловием и как его следствие предлагаем ознакомиться с вариантом концепции возрождения и развития альпинизма в городе Санкт-Петербурге.

Концепция: основные положения в свободном изложении.

С чего желательно (или следует) начать?

Во-первых, с представления о том, что следует понимать под альпинизмом в настоящее время, по его сути;

Во-вторых, с ответа на вопрос: имеются ли какие-то особенности в питерском альпинизме, которые следует учитывать при решении общей задачи возрождения его на новой основе, если есть, то какие они и как их учитывать не в ущерб общему делу;

В-третьих, каково должно быть место альпинизма в общей системе оздоровления и общего физического развития широких слоев населения без ограничений по возрасту и состоянию здоровья;

В-четвертых, насколько мы готовы к тому, чтобы заняться этим делом и если - да, то с чего следует начинать.

Начнем, как полагается - с начала, то есть с ответа на вопрос, как мы представляем суть альпинизма в настоящее время? Фактически, как уже отмечалось выше, альпинизм давно перестал быть тем самым видом спорта, которым мы так гордились в прошлом, с его массовыми восхождениями на пик Ленина, пик Коммунизма и, конечно, на Эльбрус; с чемпионатами СССР в 4-х классах и т.д. Сейчас ни о какой массовости и речи быть не может. Альпинизм почти сформировался как спорт для одиночек, малых групп экстремалов. Совсем недавно (24.04.2002) по ТВ выступала группа экстремалов, которая готовится к экспедиции на Баффинову землю - остров в северо-западной части Канадского архипелага, севернее Северного полярного круга и значительно севернее Мак-Кинли, которая на Аляске, и которая, очевидно, уже не представляет интерес для наших экстремалов. Маршрут они выбрали на 6б (высшей категории сложности) и собираются заодно полетать там на парапланах. Все было взволнованно подано слушателям и зрителям, даже комментарии журналистки, которая многократно и с аппетитом произносила слово "экстрим". И ребята хорошие, и те, кто в этих делах разбираются, будущим восходителям по-хорошему завидуют, а те, кто не разбирается, киснут от смеси ужаса и восторга, либо плюются, но... Это всё-таки уже не альпинизм а "экстрим".

И если большинство нас, т.е. всех остальных, имеющих отношение к альпинизму, такое положение устраивает, то дальше и говорить не о чем. Если же большинство считает, что альпинизм в своей основе, по своей сути надо возрождать, как один из массовых видов спорта, но с учетом современных реалий, в том числе правовых, организационных, экономических и прочих, то возникают уже другие вопросы.

Мы предлагаем рассматривать альпинизм, как и многие наши учителя, а также предшественники - шире, чем один из видов спорта. Во-первых это, в какой-то степени образ жизни (или существенная его часть), образ мышления, мощный фактор воспитания, в т.ч. не только физического, но интеллектуального, творческого. Вот от этой "печки" предлагается отталкиваться (или плясать). Во-вторых, попробуем разобраться в вопросе об особенностях питерского альпинизма.

Здесь необходимо пояснение.

Все питерцы, а мы именно так называли себя, когда отвечали на вопрос местных жителей - откуда вы приехали? Кому приходилось в своей жизни колесить по стране в связи с командировками или по другим причинам, обратили наверняка внимание на положительную реакцию этих самых местных жителей на наш ответ - мы из Питера.

Действительно, почему во всей СССР, а затем в Российской Федерации питерцев уважали как-то особо? Негоже этим хвастать и мы никоим образом не считаем себя лучше других по этой причине и вообще (тех же москвичей, например). Но ведь это факт, который признается (во всяком случае признавался до недавнего времени), который почему-то мало изучен, в смысле выяснения причин этого всеобщего уважения. Мы не собираемся ссылаться на В.В. Путина и на его попытки втащить питерский менталитет в довольно прогнившие столичные коридоры власти (см. передачи Нараулова на ТВ: "Момент истины"). Причина, очевидно, шире. Наверно не зря мировое сообщество - ООН признала Питер самым интеллектуальным городом Мира. Попытка объяснить эту причину начата в предисловии к 1-му тому книги "Альпинисты Северной столицы" о питерских альпинистах. Именно - начата, в частности отмечено, что "…Ленинградская школа альпинизма многие годы занимала новаторские, передовые позиции не только в нашей стране, но и в мировом альпинизме".

Здесь только необходимо уточнить, что первичным было не то, что Питеру повезло (если можно так сказать) с тем, что именно в нем собрались такие толковые, умные, инициативные люди, способствовавшие развитию альпинизма, а этим людям повезло в том, что они родились и (или) начинали свою сознательную жизнь под воздействием (введем этот термин) "питерской ауры". Даже в наше тяжелое время, в условиях массового воздействия новой так называемой "демократии" и рынка на умы, здоровье, культуру (и кошельки) эта питерская аура все еще сохраняется, хотя изрядно отощала и поблекла. И в альпинизме тоже. В т.ч. не без помощи нашей уважаемой столицы, которая (как пример) упорно и довольно долго старалась налепить на наш город клеймо "криминальной столицы". Конечно, в городе стало больше разного рода новых жителей, но основную часть этих новых питерцев город облагораживает, и они этим гордятся. Лишь незначительная часть сохраняет свои дурные привычки, либо они подаются в столицу "за длинным рублем".

Но если так - эта самая аура, а также питерский менталитет существуют и, как следствие, Питер всегда занимал новаторские позиции, то кто нам мешает занимать их и дальше, в новых условиях, пусть они (эти условия) тяжелые, даже где-то поганые, но ведь безвыходных положений нет.

Далее в списке вопросов следует вопрос о месте альпинизма в общей системе оздоровления и развития населения. Альпинизм предлагается рассматривать как одно из основных средств достижения соответствующих целей на базе регулярных занятий спортом и активного отдыха в условиях гор или для начала хотя бы предгорий. И здесь мы считаем своим долгом и обязанностью вспомнить общие идеи, концепцию и даже жизненную позицию одного из замечательных питерских альпинистов Виктора Павловича Егорова. Обратимся к книге "Альпинисты Северной столицы":

"В 70-х гг. Ленинград стал бесспорным лидером в советском альпинизме. По-видимому, не последнюю роль в этом сыграл Виктор Павлович... Работая тренером в "Военмехе" он наставлял начинающих любителей гор не разделяться на туристов, альпинистов и горнолыжников, а объединяться в одну горную секцию и заниматься альпинизмом, горным туризмом и горными лыжами в любое свободное время зимой и летом и в межсезонье" (стр. 169). Добавить в этот список сейчас можно, пожалуй, водный, велосипедный туризм в горных условиях и парапланеризм. Все эти виды спорта и активного отдыха - разные, но объединяют их и является общим "ключиком" - Горы. Почему они важны, в чем их объединяющее значение и почему, в связи с этим, следует считать альпинизм лидером в приведенном списке видов спорта - об этом немного погодя.

Осталось пока оценить, насколько питерцы, а также представители других городов и весей, способны и готовы заняться этим хорошим делом - возрождением альпинизма, как массового вида спорта, и чего начинать.

Формально, общая концепция организации и управления в альпинизме остались без изменения. Однако компетенция руководящих органов и их возможность влиять на развитие альпинизма изрядно сократились. Поэтому возможности практических дел, в первую очередь проведения экспедиций во многом стали определяться спонсорской помощью и соответствующими финансовыми интересами. Которые далеко не всегда согласуются с обеспечением безопасности. Конечно, "Русский экстрим", восхождения по сверхсложным маршрутам и, как апофеоз, - реализация проекта "Русский путь - Стены мира", - все то хорошо и даже где-то необходимо, как одно из направлений развития альпинизма, но у этой медали есть и обратная сторона. Высочайший потребный профессионализм, здоровье, выносливость, уникальные потребные душевные качества и все остальное тоже должно быть уникальным. Включал затраты. А где их достать тем, кто хочет и может рискнуть, но не имеет этих самых "зеленых"?

На ежегодных сборах альпинистов основная часть аудитории с уважением и даже с гордостью за приоритеты соотечественников относилась к сообщениям о наших победах на этих стенах. Но (скажем так) все понимают, что это для одиночек, но не пример для подражания, не только для альпинистов, но и для тех молодых, кто сейчас шляется в Питере с бутылкой пива или тусуется в аду дискотек.

Альпинизм в его современном виде не ограничивается только экстремальными восхождениями. Кое-где еще сохранились альплагеря, появляются самодеятельные сборы для восхождений на вершины по маршрутам 2-ой и 3-ейи даже 6-ой к/тр. Например, иногда в том бардаке (просим извинить) в который превратились очереди на подъемники в Приэльбрусье, иногда возникают очень эффектные, крутые парни, экипированные как на Эверест, но имеющие целью Эльбрус восточный с бывшего "Приюта 11" по маршруту 2а к/тр. Нет, мы не ехидничаем, все это тоже хорошо, просто мы как-то привыкли к тому, что форма должна соответствовать содержанию. И дело не в этих и подобных им группах. Дело в появлении нового явления в альпинизме, о котором и додумать раньше нельзя было без отвращения (или содрогания?). Мы говорим о появлении возможности восхождений с оплачиваемыми гидами. И не исключено что в скором времени новички полезут на Ушбу. Неважно по какому маршруту, но на УШБУ. (Если уже не полезли. Полезли - см. в Интернете). А Вы хотите на Эверест за 65.000 $…?

Тут можно сказать только, что П.С. Рототаев (пусть он простит нас) не один раз перевернется в гробу, потому что он, будучи заместителем Федерации альпинизма СССР, всегда гордился тем, что в нашей стране травматизм в альпинизме был в десятки раз ниже, чем за рубежом при сопоставимых количествах восходителей. Потому что у нас была СИСТЕМА, ориентированная на поддержание безопасность даже при восхождении на вершины высшей категории сложности.

На этом общем фоне углубляется разделение между организацией и управлением в альпинизме и в горном туризме вместо их объединения или хотя бы совместного существования, к которому стремился В.П. Егоров.

Кстати, в т.ч. что касается состояния дел в горном туризме, то здесь оно обстоит не так уж плохо и имеет серьезный потенциал, хотя бы для того, чтобы установить между этими видами спорта достаточно тесные связи.

Приведем два примера.

Организаторская деятельность и энтузиазм Юрия Федотова (МС, заведующего кафедрой массовых видов спорта Академии Физкультуры и Спорта - бывшего института им. Лесгафта). Ему во многом мы все обязаны (а может быть и в первую очередь), что в Питере сохранился и даже окреп Мемориал Егорова. Успешная, многолетняя деятельность Эдуарда Циперсона (КМС, директора городского центра детского и юношеского туризма Комитета по образованию мэрии С-Петербурга, судьи Всероссийской категории, старшего инструктора - методиста, Заслуженного путешественника России). Полезность его деятельности для воспитания тысяч питерских детей с помощью туризма трудно переоценить. В т.ч. тех детей, которые уже давно стали взрослыми, успешно трудятся и не забывают заниматься горными видами спорта. Так что в питерском горном туризме есть, кому и где готовить смену. Чего не скажешь об альпинизме. Больше всего от перестроечных перипетий пострадало то, что является первоосновой развития альпинизма - подготовка смены. Эта подготовка в Питере, судя по многим признакам, сходит (или уже сошла?) на нет (и не только в Питере). И если в ближайшее время эта проблема не будет решена - альпинизм зачахнет окончательно и переродится в кучки экстремалов. Кому решать эту проблему? Как?

Некоторые предложения.

Мы не претендуем на роль оракулов или разработчиков единственно верной оптимальной стратегии возрождения альпинизма. Поиск такой стратегии - дело коллективное. Поэтому начнем с некоторых соображений.

По существу альпинизм необходимо возрождать всеми доступными способами и средствами и в состав этих способов и средств следует с самого начала включить СМИ.

Причем не только в "образе" данной книги - "Альпинисты северной столицы", но и с использованием других источников: ТВ, периодическая печать, радио, публичные выступления, реклама (правдивая, увлекательная для всех, без приукрашиваний, по принципу - "лучше слегка напутать чем зря обнадежить". Необходимо ввести в организацию работ по возрождению альпинизма и других горних видов спорта основы маркетинга и, в первую очередь, его основной закон.

Согласно этому закону альпинизм и другие виды горного спорта следует (или возможно) рассматривать как услугу для населения. Целью этой услуги, согласно закона, является не прибыль (в первую очередь), а удовлетворение всего комплекса потребностей населения в физическом, интеллектуальном и духовном развитии через эти виды спорта и активного отдыха. И уже на этой основе для данных видов спорта - получение прибыли, там, где это возможно, либо минимизация (ограничение) расходов и потерь бюджетных средств, там, где эта деятельность связана с участием государства и его представителей. Независимо от источника финансирования и материального обеспечения деятельность соответствующих органов не должна наносить ущерб потребителям услуги, т.е. людям, которые приехали в горы, чтобы заниматься спортом, либо просто отдохнуть на несложном перевальном походе.

Возьмем за основу эту "печку". Сразу же возникает вопрос - как решить проблему возрождения альпинизма на основе массовости, т.е. проблему интенсификации приобщения людей, в том числе питерцев, в первую очередь молодежи, к занятиям горными видами спорта (и для начала, активного отдыха)? Как оторвать их (ненавязчиво и с упором на положительные эмоции) от уже привычных и не требующих особых усилий алкоголя, тупого и потного секса, от оболванивания с помощью МузТВ или от оголтелой, сермяжной и совковой коммерции?

Что касается альпинизма, то в перечне рекомендуемых видов спорта он должен занимать ведущее место, поскольку в течение достаточно длительного времени он, в те годы, был больше "продвинут", чем другие виды спорта во всех вопросах, в т.ч. в правовом обеспечении. Вспомним, хотя бы Положение о горовосхождениях в СССР, деятельность Федерации альпинизма СССР, состояние организации и обеспечения альпинизма, а также многое другое. Для примера, вспомним или напомним на базе каких видов спорта в России было создано МЧС - наиболее эффективная система государственного управления. И, наконец, из области непроверенных, но вполне возможных слухов. Те, кто в 50-60-х гг. имел отношение к освоению космоса могут помнить или слышали, как при обсуждении "в верхах" вопроса о комплектовании школы космонавтов рассматривались, как возможные абитуриенты, не только летчики, но и альпинисты.

У альпинистов до сих пор есть на что или на кого опереться и, самое главное, в нашем альпинизме была наиболее отлаженная система обеспечения безопасности в горах, достаточно универсальная и во многом пригодная для применения во всех других видах спорта, реализуемого в условиях гор. Но если исходить из наших предпосылок, следует сразу же разделить проблему возрождения на две.

Во-первых, проблема возрождения массового альпинизма ("для всех"), т.е. с "нуля", либо не с нуля для тех, кому за 30-40-50, кто не гонится за рекордами и званиями, а просто хочет ходить на красивые вершины (не думая - какой категории маршрут) и оттуда обозревать мир не с чувством героя - супермена - победителя, а с чувством уважения к природе и благодарности ей за то, что ты ею "допущен". Так советует один очень большой энтузиаст-исследователь загадок жизни на Земле и по совместительству врач-офтальмолог Э.Р. Мулдашев.

Во-вторых, проблема возрождения, точнее - упрочения серьезного альпинизма экстра класса в том направлении, которое позволит сохранить его от распада и от потери тех благородных качеств, которые были всегда свойственны бывшему советскому альпинизму.

Остановимся, пока, на этом.

Мы закинули "в народ" вопрос и теперь хотелось бы получить ответ, чтобы узнать - насколько мы правы, насколько все это актуально и следует ли продолжать дальше, и какие есть соображения, а также советы и предложения. Предлагаем также рассматривать данный опус (или, если хотите - статью) как концепцию возрождения питерского альпинизма в вольном изложении.

Что касается структуры книги и дальнейших публикаций на данную тему, то…

Во-первых, хорошо бы не ограничиваться 3-4-мя томами, а сделать такого рода публикации регулярными (типа притихшего всесоюзного ежегодника "Побежденные вершины" только с другим названием - нельзя унижать вершины таким заглавием). Можно публиковать в границах С-Петербурга, но вряд ли это будет правильно.

Во-вторых, предлагается в структуре публикаций, в т.ч. в исходной, выделить такие разделы (вариант):

I. Горы. Что это такое? В чем их красота и величие? Почему человека можно оценить по тому, как он относится к горам? И многое другое о горах.

II. Горы и люди. Почему у французов давно уже введена регулярная телепрограмма "Горы и люди", а мы до сих пор пользуемся только отдельными фрагментами и то не всегда? Горы, это камни, лед и снег и только люди превращают их в те самые горы, которые любят. Если они действительно - люди, а не то, во что они превращаются. И не так уж редко. Почему отдых в горах должен быть только активным и почему активный отдых в горах дает наибольший эффект?

III. Что необходимо знать о пребывании в горах и к чему заранее готовиться (только без занудства, нравоучений, вещаний свысока). Необходимо заранее понять и усвоить несколько простых истин, в т.ч., например, что в горах "земля дыбом", что путь в горах измеряется не в километрах, а в часах, ибо километр на "попа" существенно отличается от километра, который лежит. И ещё - в горах подтверждается многоликая мудрость французской пословицы "Чтобы быть красивой (или красивым) надо страдать".

IV. Все об обеспечении безопасности в горах.

V. Почему альпинизм занимает особое положение среди всех Других видов спорта в горах и в чем его преимущества.

VI. Где и как заниматься горными видами спорта, в первую очередь тем, кто не стремится к достижению мастерских рубежей.

VII. Сведения о достижениях в альпинизме. Персоналии. История. Другие вопросы (см. структуру ежегодников).

VIII. Сведения о других горных видах спорта.

Отдельно можно включить тему о горнолыжном туризме (хотя бы, например, типа зарубежных трекингов). И можно затронуть тему о том, где и в чем В.В. Путин подложил свинью настоящим любителям горнолыжного спорта в России.

 
 

 

Рейтинг@Mail.ru   Rambler's Top100     Яндекс цитирования