Ипотека и кредит

Информационный сайт.

 Альпинизм. Публикация 135.

Страница-источник

 
Манофонохрон ПиП Постановления Правительства Информационный раздел Новости

ПОХОДЫ И ВОСХОЖДЕНИЯ, ЧТО ОСТАЁТСЯ ЗА КАДРОМ

Сергей Бездитко,
Москва, 
МС СССР по лыжному (горному) туризму

Меня попросили написать что-либо для альпинистского сборника. А поскольку я человек не только ходящий, но иногда и рассказывающий об этом, то и пишу, как Бог на душу положит. И делаю это по своему мироощущению на данный момент времени, исходя из своего опыта походов и восхождений. Но честно предупреждаю возможного читателя, что никакой героики здесь не будет. А будут некоторые мои мысли, высказанные ранее вслух друзьям, или затаённые до поры-времени. Пожалуй, и начнём «рефлексировать», помолясь. 

За три десятка походных лет, не оставляя надежды, что чем выше в горы, тем ближе к Небу, имею свободу и наглость, не скрывать, что думаю по поводу моих увлечений. И что удивительно, некоторые мои самоироничные заметки, поданные в предыдущих статьях под эзотерико-философским углом зрения, иногда находят своего читателя. Начав занятия в спортивном туризме с 1976 года как пеше-горник, себя я «нашёл» в лыжно-горном его варианте. В подвиде, которого официально нет. И все мои попытки как-то его выделить из-за своей специфики в отдельный подвид лыжного туризма не дали особых результатов. Система косная. Хотя подвижки есть. Меня долго «били» за недостающий до норматива малый километраж в походах, перенасыщенных горными препятствиями. (Кстати, выйдя на мастерский уровень, я научился совмещать и то и другое). А куда деваться, если мой первый наставник в пешем туризме – Ген Иваныч Афанасьев («Гоша», как мы его уважительно называли между собой) в 1958 году получил пассионарный импульс в альплагере от самого Михаила Хергиани. И как после этого не «заболеть» горами. Сначала бегаешь по ним словно молодой барашек, радуясь, безусловно, жизни, а с возрастом и опытом начинаешь задумываться, - а зачем всё это надо, и кому, и как. И ещё много других вопросов возникает. И когда кто-то из восторженной молодёжи (оговорюсь, что себя к аксакалам я не причисляю) начинает дуреть от спортивной составляющей, то не грех и охладить подобный кипящий разум предложением задуматься о философской или морально-этической стороне этого вопроса. Иногда слышат, иногда – нет. 

Дело в том, что в туризме выполнить норматив мастера спорта, в принципе, для здорового и честолюбивого человека не очень тягостно, лет за 8-10. (Не то, что в альпинизме, там это почти – подвиг. Что и снижает массовость). А когда перешагнул норматив мастера, то здесь и открываются просторы для творчества. Ибо выше нормативы МСМК и ЗМС, т.е. – участие в чемпионатах России в абсолютном классе. А это уже как игра по большому гамбургскому счёту. И если к этому времени в голове не произошёл перекос сознания со спортивной составляющей горовосхождений на её философско-жизненную часть, то хорошего мало. Насмотрелся я в процессе участия и судейства на чемпионатах Москвы и России в какие интриги и склоки это выливается. Ярмарка тщеславия, одной фразой. Поэтому и отошёл в сторону. Выполнив норматив МСМК по лыжному туризму, становиться «профи», т.е. ЗМС-ом, я совсем не хочу. И не потому, что это сложно. Совсем нет. После определённого технического и психологического рубежа, понимаешь, что можно «печь как блины» эти чемпионские походы. Но встаёт вопрос – а зачем? Радость от общения с природой, с друзьями, с окружающими людьми поменять на блеск «золотого тельца»? Это напоминает евангельское: - «Что проку человеку, если он завоюет весь мир, а душе своей повредит». А, к примеру, почитаешь на форуме сайта склоку обиженных судейством претендентов на медали или мастерские баллы, так кроме печали за этих спортсменов не остаётся ничего внутри. Это как же себя надо обокрасть и душевно и духовно, чтобы искру божью в себе променять на «чечевичную похлёбку». Уж лучше бы как на западе. Где нет формальных соревнований и мастерских званий. А есть Имена, которые сами себя сделали Мастерами своего дела, которое является способом их самореализации. Памятуя о том, что «в старые мехи новое вино не наливают», предполагаю, что с уходом старой плеяды отечественных Имён, поменяются и правила игры и отомрут и эти регалии. Очень надеюсь, что синтез Востока и Запада, вопреки тезису Р. Киплинга, в этом вопросе произойдёт в ближайшие десятилетия. И почему бы не помечтать, что вместо соревнований с себе подобными, человек будет в процессе походов и восхождений соревноваться с собой, преодолевая свои слабости или несовершенства, получая радость и от этого и от общения с Природой напрямую. Мечты, мечты, о, ваша сладость…

А пока – проза. В 2003 году я сделал свой прорыв в спорте и в жизни. Мы сходили чемпионский поход 6 к.с. на моём любимом Алтае, с заходом на территорию южных соседей, в районе массива Табын-Богдо-Ула. Это особый район Алтая. По словам Художника, философа и путешественника Н.К. Рериха  в этих краях, в зоне покоя на плато Укок, находятся врата в Шамбалу. После, в 2005 году я повторно побывал в этих краях. Врат не нашёл, но в сакральности этих мест, как и района моей любимой горы Белухи, – не сомневаюсь. Но к этому прорыву я был подготовлен опытом предыдущих походов и восхождений, поездками в Индию и Непал, учёбой в ашрамах у просветлённых мастеров. Поэтому и взгляд мой на эти проблемы не такой, как прежде. И не со всеми участниками моих походов мне хочется поддерживать отношения. Не нравиться мне позиция «отдыхающих» на лыжне или восхождении за чужой счёт, но медали получающих наравне со всеми в группе. Да и не все мои золотые медали мне нравятся. Где-то они заслуженные, где-то – нет. А хитрить в отчётах, чтобы изобразить всё как надо, уже и стыдно как-то. Всё-таки себя уважаю. Но за свои три последних руководства лыжно-горными походами 6 к.с. отвечаю по тому пресловутому гамбургскому счёту. Ибо имел дерзость осознанно ходить с группой на стыке границ с великими соседями, иногда и переходя эти границы. А потом ещё и писать об этом в «самодоносках» под видом статей и отчётов. Да так и дописался, что южные соседи обратили внимание и пожаловались нашим спец.товарищам на несколько неправильных групп. Одно радует, что я оказался в славной компании дерзких людей, которые за рамками спорта видят ещё что-то особенное, по душе, по мечте. То, что не объяснить словами, что заложено в нас изначально по праву рождения. И что проявляется порой как творчество первопроходца, открывателя новых миров. Перед чем меркнет блеск медалей и почётных званий. Со временем понимаешь, что подобное состояние сердца-души-разума дорогого стоит. Такие моменты истины редки как любой инсайд, но именно через них инстинктивно ощущаешь истинность бытия. После таких прозрений смотришь с лёгкой самоиронией на глупое тщеславие людской обусловленности в спорте, чемпионатах и т.п. суете. Да, им отдаёшь дань, как «цезарю – цезарево», но не более того. Мало ли в какие игры играют люди, лишь бы хватило ума и совести не заиграться, а внутренний наблюдатель не позволял снизить планку контроля и самоуважения. 

 А что же дальше, может спросить романтически настроенный читатель. А всё та же бесконечная спираль, которая как волна океана выносит нас вроде бы и к знакомому берегу, ан нет, берег стал выше. Ещё одна ступенька бесконечной лестницы преодолена. И сколько этих ступенек впереди. Но, памятуя, что «это наши горы, они помогут нам», я не боюсь этих препятствий. Ибо, как сказано в Учении Живой Этики (Агни-йоге): «Благословенны препятствия, ими растём». И дальнейший мой путь лежит в полюбившиеся мне (как и Алтай) Гарвальские  Гималаи (Индийские Гималаи – прим. ред.). Но это уже другая история.

 
 

 

Рейтинг@Mail.ru   Rambler's Top100     Яндекс цитирования