Ипотека и кредит

Манофонохрон ПиП Постановления Правительства Информационный раздел Новости

ПИК ЭНГЕЛЬСА С БЭЛОМ

Пронин М.,  КМС

В июле 1986 года мы вернулись в Душанбе из-под Ягнобской стены и на несколько дней остановились на перевалочной базе лагеря «Варзоб», безуспешно пытаясь найти машину и уехать на Юго-Западный Памир, чтобы залезть на пик Энгельса по очень красивой “шестерке” (6510 м, маршрут Мальцева, 6 к/тр., 1-7.08.1986).

п. Энгельса, Южная стена

Дня три мы предавались разгульному обжорству на базарах, а самое жаркое время проводили в бассейне, играя арбузами в водное поло. Наконец, когда всеобщее разложение достигло предела, решили разбиться на пары и ехать на попутных машинах кто как сможет.

Я ехал с нашим доктором, его звали Дима Прютс. Мы представляли весьма колоритную пару в стиле рассказов Жюля Верна - Граф, путешествующий в сопровождении ученого - натуралиста через неприступные горные страны, населенные дикими племенами. Мы нашли шофера по имени Софар, который вез в Хорог полный грузовик детских пеленок, и отправились в путь.

Первый день дорога шла по ущельям, где нас больше всего поразили необычные краски: скалы были вишнево-красного цвета, а тропы выделялись на осыпях ярко-оранжевыми полосами. На ночь мы остановились в поселке Калай-Хум и легли спать в чайхане на достарханах вперемежку с таджиками весьма подозрительной наружности. Мы были беспечны и легкомысленны – ведь через насколько лет именно эти места стали регулярно упоминаться по телевизору, как гнездо афганских контрабандистов наркотиками. Дальше дорога шла прямо по берегу пограничной реки Пяндж, и тощие афганцы в лохмотьях пахали на волах землю на том берегу всего в 20 метрах от нас. Вместо дорог у них были сплетенные из веток овринги, закрепленные на скалах и образующие нечто вроде узких тропинок. В эти времена в Афганистане еще шла война, и дети показывали через речку кулаки, а с нашей стороны стояли спрятанные за камнями бронетранспортеры с пулеметами. Водитель Софар по пути показывал, где у афганцев растет конопля и в каких местах по ночам стреляют моджахеды. Переночевав в Хороге и добравшись на попутных машинах до поселка Ишкашим, мы поймали бензовоз, ехавший прямо из-за границы, и шофер всю дорогу до Лянгара рассказывал любопытнейшие истории про Афганские нравы.

Долгое время шоферы возили туда старую одежду из дома и раздавали ее всем подряд, но каждый раз начиналась свалка с мордобоем, и даже молодые девушки лупили друг друга в кровь, не поделив подаренные босоножки. А привезенный бюстгальтер чудовищных размеров, рассчитанный на дородную русскую бабу, поставил их в тупик: как же носить эти две шапочки, соединенные хлястиком?

Солдаты рассказывали историю про старика, который продал им в жены свою дочь за бочку керосина, и им удалось убедить девушку в том, что у русских женщин принято иметь нескольких мужей - и чем больше, тем почетнее. Когда начальство через несколько месяцев про это узнало, девицу попытались вернуть домой, но безуспешно: отказ от невесты воспринимался как оскорбление и позор для семьи - пришлось мужикам выбирать, кому из них жениться на ней официально.

На широком поле возле поселка Зунг наш путь был окончен. Долина Вахан-Дарьи уходила в сторону Индии, где виднелись какие-то огромные горы, покрытые сплошным ледовым панцирем, как Эльбрус, а нам предстояло идти вверх в обратную сторону, под пик Энгельса. Тут мы все, приехав на разных машинах ,наконец собрались вместе, у каждого были в пути свои приключения , двоих даже по дороге обокрали. По такому случаю к нам через два дня приехали два милиционера, но так как к этому времени мы уже поставили базовый лагерь на высоте 4.100 м, им пришлось туда подниматься. Один тут же слег, одурев от высоты, а второй, покачиваясь, часа два сидел на камне, неровными буквами заполняя протоколы.

Пришло время лезть на гору. Выбранный нами маршрут был гениально задуман первопроходцами - командой свердловчан под руководством Мальцева, получившей за него "золото" на чемпионате Союза в 1972 году. Стена напоминала наполненный ветром парус и смотрелась внушительно – верхняя часть ее красиво изгибалась и нависала, сходясь треугольником к острому гребню, который выводил на вершину.

Собралась команда во главе с Володей Балыбердиным. Кроме него, нас было еще пятеро - Алексей Найденышев, Валера Симонов, Алексей Шустров, Татьяна Тимошенко и я.

С Татьяной я в этом году уже совершил один атлетический подвиг. Мы за 8 часов взгромоздились на Ягноб по 5б, и я полностью укомплектовал свою коллекцию восхождений в двойках с дамами на вершины всех существующих категорий трудности, кроме «шестерок» - теперь и этот пробел можно было ликвидировать, правда, не в двойке.

Наш путь по Восточной стене пика Энгельса начинался с огромного бастиона, напоминавшего по форме широкую трубу тепловой электростанции. На середине эта труба плавно и незаметно увеличила крутизну, и нам стало совершенно некуда лезть. Володя решил уходить траверсом вправо и продолжал это делать, пока не кончилась веревка. Мне пришлось повторить тот же ход последним, только с рюкзаком, выбивая крючья. Некоторые из них я выбивал не до конца, потом осторожно уплывал в сторону маятником на веревке, а, добравшись до следующего крюка, за эту веревку дергал и вырывал предыдущий крюк окончательно. За углом Володя нашел ход по крутому заледенелому углу и рубился по нему, пока не вылез на верхушку бастиона. Тут мы переночевали, подойдя вплотную к нависающей части стены. Мы с Найденышевым с вечера обработали начало, а утром Володя полез выше молотить шлямбура и занимался этим часов шесть подряд

п. Энгельса, 1986 год.

Под вечер мы перевалили особенно круто нависающее желтое пузо. На перегибе я остановился, прицепил жумар к ноге и начал один за другим вытаскивать рюкзаки. Тут можно было оценить степень нависания - когда мешки привязывали к нижнему концу веревки и отпускали, они уходили от стены метров на 10.

Под вечер мы остановились и начали лепить из снега балкон для палатки. Нашли пятно снега, под которым двое из нас повисли на веревке, развернув свои спальные коврики, а двое других подвесились выше и начали на этом снегу прыгать. Получился приличный балкон, к ночи он смерзся, и мы расположились с комфортом. На следующий день Алексей Шустров несколько часов проходил оставшиеся 4 веревки, тоже нависающие, но со щелями, где уже можно было лезть, а мы с Володей подтаскивали все вещи, иногда возвращаясь по второму разу, так как Валера Симонов к этому времени обморозил ступни ног, а Леха Найденышев - пальцы на руках, до черноты, и двигаться им было трудновато. Перед самым выходом на гребень у Татьяны стал проскакивать жумар, и она неожиданно перевернулась вверх ногами, успев, правда, ухватиться зубами за веревку. Мы с Володей оказались неподалеку и тут же перевернули ее обратно, а потом все, наконец, вылезли на гребень и нашли там отличную снежную яму, где можно было сколько хочешь разбрасывать вещи, не опасаясь, что они улетят. После этого дня погода сильно испортилась, и мы еще три дня продирались до вершины и спускались вниз через туманы и снегопады. Помню момент, когда во время спуска по веревке я поднял взгляд вверх и увидел летящих по воздуху Татьяну и Леху Найденышева. Вот тут нам и конец - подумал я - ведь их теперь надо будет очень долго куда-то нести, а силы-то уже не те. Но бог миловал - они удачно плюхнулись в кучу, снега и ничего не повредили. Попив чайку с последней щепоткой лимонной кислоты, мы с кряхтением забрались на перевал по пути к лагерю - и тут, я с восторгом услышал, что снизу, с ледника, кто-то громко зовет меня «Графом» - значит, нас встречают и сейчас будут кормить! Тут уж мы так припустили вниз, что перекрыли расстояние до наших спасителей минут за десять. Это были Женя Майоров и врач Юра Горохватский. Они тут же вкололи нашим обмороженным друзьям компламин и черные пальцы у них стали розовыми. Это выглядело как чудо. К вечеру мы дошли до лагеря и через несколько дней уехали, добравшись до Душанбе уже без приключений. Вот так это путешествие кончилось, мы отмылись в шикарной варзобской бане, отъелись на всех этапах по пути домой, а потом я нарисовал отчет с цветными картинками, и нам дали первое место на чемпионате Ленинграда, при этом в спорткомитете каждому вручили приз в виде большой круглой подушки с лицом и ушами. Когда вся компания с этими подушками вошла в метро - народу понравилось.

Эта стена попала на обложку 1-го тома «Альпинисты Северной столицы»