Ипотека и кредит

Манофонохрон ПиП Постановления Правительства Информационный раздел Новости
ЗАБЫТАЯ ГОРА

Юрий Строганов – инженер, МС СССР

Тянет не туда, где было хорошо,
потому что было легко,
а туда, где было хорошо,
именно потому, что было трудно.

К. Станюкевич

Никто из нас, питерских «спартаковцев», не ожидал, что столь неудачно начавшийся сбор на ЮЗ Памире в 1981 году, финиширует так классно – мы выиграли Чемпионат СССР по альпинизму в классе высотно-технических восхождений. А теперь об этом подробнее.

1981 год. Чемпионат СССР по классу высотно-технических восхождений, 1 место:
Восхождение  на пик Ленинградского Государственного Университета по В стене, первопрохождение, 6 к/тр., совершенное командой ЛОС ДСО «Спартак» в составе: Исаченко Г., Строганов Ю., Лалетин А., Гуревич В.

-----------

1. По памирскому тракту

Наши недоразумения начались с неприбытием во время контейнера с экспедиционным грузом в Ташкент. Стали наводить справки в багажном отделении железной дороги. Однако там попытались от нас отделаться отговорками мол, не волнуетесь – в конце концов, придёт ваш контейнер. Что тут скажешь! Время-то не ждёт! Лето кончается, а ещё очень хочется поучаствовать в Чемпионате Союза. Мы промаялись в знойном мегаполисе ещё пару дней, побродили по старому городу, попили тёплого пива и, убедившись в тщетности наших ожиданий - вылетели в г. Ош с тем снаряжением, что было в рюкзаках. По совету старшего тренера А.А. Колчина А.А. Колчин каждый участник сбора обязан был иметь с собой минимальный запас «железа» для тренировочного восхождения.

В Оше сходили несколько раз на знаменитый местный базар, где докупили недостающих продуктов к столу, фруктов и разнообразной пряной зелени. На специальной станции заправили газовые баллоны для плит. Потом долго искали по автобазам грузовики, водители которых довезли бы всех нас с горой вещей и продуктов до посёлка Лянгар. Вышеназванный посёлок находился примерно в 700 км от Оша. Найти две машины, которые бы доставили полностью всю команду до места, не удалось. А поскольку время уже сильно поджимало: у многих кончались отпуска на работе, были куплены обратные билеты на самолёт и сроки проведения Чемпионата не резиновые, то решили добираться небольшими группами по 2-3 человека и собраться в промежуточном лагере.

В конце концов, всё же удалось договориться с одной из автобаз, что каждое утро наших альпинистов будут подсаживать к водителям, которые едут в нужное нам место. Для поездки мы разбились по двое, и по трое в зависимости от психологической совместимости. Ведь предстояла очень длинная дорога, в которой надо было сидеть впритирку несколько дней. Я и Гена Касаткин решили, что в пути не нанесём друг другу тяжких телесных повреждений, и пошли на автобазу, обвешанные поклажей как верблюды.

Водитель нашего грузовика, человек неопределённого возраста, вёз в Лянгар чьи-то, а заодно и свои нехитрые пожитки. Из кузова ЗИЛа   были видны громадные пёстрые тюки, мебель и в том числе колоритная люлька-качалка, выполненная с традиционным для Средней Азии ярким орнаментом. Поскольку кузов был уже забит под завязку, то мы с Геной разместились в кабине рядом с водителем, а рюкзаки рассовали туда, куда ещё можно было хоть что-то впихнуть.

Поехали! Дорога до Лянгара - ух, какая длиннющая! Около трёх суток будет. Ночевали и в холоде, и в голоде. Весь маршрут местными водителями выучен досконально. С закрытыми глазами они на спор могут доехать из Оша в Хорог. На дороге нам часто встречались разбитые, а бывало и обгорелые остовы ЗИЛ-ов и другая техника, которой не повезло на трассе. На одном из серпантинов, не доезжая до перевала Талдык, мы увидели такую табличку, написанную от руки «Здесь Вася поехал прямо!», а глубоко внизу валялся разбитый грузовик. За перевалом Талдык (3650 м) начинается Алайская долина – зелёная и живописная. Она расположена между Алайским и Заалайским хребтами и тянется на 150 км, достигая по высоте иногда 3500 м над уровнем моря. С весны до осени сюда большими стадами гонят овец и лошадей на выпас. Здесь, в посёлке Сары-Таш, у нас была первая ночёвка. К ночи мы приехали на этот среднеазиатский постоялый двор, где по быстрому попили чаю и легли спать. А в 7 утра мы снова в пути. Дорога через Заалайский хребет в долину Маркансу идёт через перевал Кызыл-Арт (4280 м). В переводе с киргизского – «красный перевал». Действительно, здесь почва и склоны вокруг с оттенками этого цвета – от светлого до тёмно-красного. Отсюда, «адские» водители любят, высунувшись по пояс из кабины грузовика и выключив двигатель, мчаться вниз с бешеной скоростью. Таким образом, они экономят бензин. Природа в долине Маркансу сильно отличается от Алайской: если в Алайской были сочные травы, где паслись отары овец и табуны лошадей, то в Маркансу – мир суров, холоден и мрачен. Ничего не растёт в Маркансу. Лишь ветер кружит пылевые смерчи. Никто не живёт в Маркансу. Маркансу – долина смерти.

Чтобы не заснуть от монотонной езды, наш водитель постоянно жевал какую-то дрянь. Глаза при этом у него блестели, а веки не смыкались, что нельзя было сказать про нас – спали мы, как сурки, разморённые жарой и монотонным гулом мотора. Очередная остановка была у озера Кара-Куль или «Чёрное озеро». Вода в нём солёная, а льды пресные, значит, когда-то Кара-Куль был пресным озером и у него был сток. Сейчас над зеркальной гладью озера было удивительно тихо и красиво. В нём отражались покрытые снегом вершины. Хребет Кара-Куль на западе, мощный снеговой гребень Заалая на севере и Сарыкольский хребет на востоке. Глубина в западной части озера достигает 240 м. Граница с дружественным Китаем проходит в этих же местах.

На берегу озера рядом с дорогой примостился убогий, сколоченный из досок домик - постоялый двор. Здесь мы неожиданно встретили своих друзей по сбору, которые подъехали сюда чуть раньше. Это были Сан Саныч Колчин – старший тренер сбора, Женя Голенецкий, и Лена Кречмар – наш врач Лена Кречмар. После небольшого перекуса решили ехать дальше колонной, т.е. не обгоняя друг друга. К сожалению, проехав вместе несколько десятков километров и немного не доезжая до посёлка Музкол, наша машина стала хандрить, и пришлось остановиться для ремонта. Мы с Геной приуныли – кто его знает, сколько придётся копаться с мотором нашему водителю? А шофёр группы Колчина, поинтересовавшись, не нужна ли его помощь, и получив отрицательный ответ, поехал дальше. Час с лишним из-под раскрытого капота нашей машины торчали только ноги в полуботинках. Шофёр что-то там поколдовал, и, наконец, мотор заурчал в той тональности, которая ему понравилась, и, вот мы вновь мчимся по просторам Памира. С каждым километром мы всё дальше и дальше продвигались вперёд и вверх и, наконец, с натуженным рёвом ЗИЛ въехал на самый высокий перевал тракта Ош – Хорог, перевал Акбайтал (4655 м). Высшую точку перевала венчал каменный горный архар с могучими рогами, который гордо возвышался на пьедестале, красуясь в лучах заходящего солнца. Теперь дорога пошла вниз.

Перед посёлком Мургаб, где река Оксу сливается с рекой Акбайтал, лежат развалины старого укрепления. Здесь раньше находился Памирский Пост и отсюда же начинается река Мургаб, которая впитав на своём долгом пути реки и речушки, впадает в Сарезское озеро. Посёлок считается довольно большим для этих мест и имеет статус районного центра. В древние времена в этих местах шла бойкая торговля, так как рядом находился Китай и караванный путь проходил рядом. Теперь сюда не ходят кашгарские купцы с товаром, развитой социализм, блин! Здесь же раньше был конный базар, где шла бойкая торговля низкорослыми, но довольно резвыми лошадками. Сегодня многие предпочитают лошадиной силе двигатель внутреннего сгорания. Чаще встретишь лихо мчащегося местного жителя на мотоцикле, чем джигита на лошади.

Акбайтал 1981 год.
Акбайтал. 1981 год.

После Мургаба, преодолев перевал Найзаташ (4137 м) и, наконец, перевал Харгуш (4284 м), мы свернули с основного тракта влево. Проехав ещё около 200 км, наш грузовик въехал в пос. Лянгар.

Касаткин. 1981 год.
Касаткин. 1981 год.

По сравнению с долиной Маркансу, здесь просто рай. Чувствуется, что мы очутились в жаркой Средней Азии. Остановились в рощице на полянке. Рядом несёт свои мутные воды река Пяндж, по середине которой проходит государственная граница СССР с Афганистаном. Здесь нами была устроена промежуточная стоянка для дальнейшей заброски экспедиционного груза в базовый лагерь в ущелье Кышты-Джероб. Кому интересно как мы ехали - см. схему хребтов Памира1/

ПАМИР, Ю-З. Карта.
ПАМИР, Ю-З. Карта.

2. Заброски в базовый лагерь

Под зелёными кронами деревьев на живописной поляне, недалеко от дороги, мы организовали свой сборный пункт. Ведь приехали ещё не все. Будем ждать остальных и параллельно делать ходки на «Зелёную поляну». Лагерь сразу окружила вездесущая галдящая детвора. Все настырно предлагали купить или обменять на что-либо их мумиё. Пользовались большим успехом наши солнцезащитные очки. В основном, пацаны предлагали мумиё в сыром виде - какие-то камни с чёрным маслянистым налётом. А было ещё и якобы готовое к употреблению, что-то жидкое в пузырьках из-под лекарств. Смельчаки покупали.

От промежуточной стоянки у дороги (2500 м) нам предстояло поднять весь груз на «Зелёную поляну», до высоты 4200 м. Поскольку идти до неё примерно 7 часов, то на дорогу туда и обратно требовался весь день. И если бы мы стали переносить наш груз без помощи вьючного «транспорта», то заброска в базовый лагерь растянулась минимум на неделю, не меньше. Хорошо, что в этих краях есть ослиное «грузотакси». Мы сходили в деревню Зонг и там смогли, правда, не без труда, уговорить местных аборигенов дать нам напрокат 6 ишаков. На следующее утро хозяин ишачьего поезда, он же погонщик, он же проводник, он же… об этом чуть позже, навьючил ушастых непарнокопытных бочками с нашим снаряжением, а мы с увесистыми рюкзаками, перекрестившись, двинулись в долгий путь наверх.

Караван. 1981 год.
Караван. 1981 год.

Нас провожало, казалось, всё мужское население посёлка. Живописная группа любопытных расселась на возвышении около нашего палаточного лагеря и тихо что-то между собой обсуждая, показывали руками на нас и наш караван. Главным среди них был крепкий старец с пышными будёновскими усами, одетый в толстовку времён военного коммунизма. Эта колоритная композиция напоминала стаю грифов, терпеливо ожидающую свою добычу. Какую? А кто их знает? Восток – дело тонкое.

Памирцы. 1981 год.
Памирцы. 1981 год.

Серпантин тропы, петляя по склону, то и дело пересекал то речушку, то арык. Через бурные потоки местами были перекинуты стволы деревьев, местами приходилось преодолевать водную преграду по скользким мокрым камням, а бывало и вброд. Отдельно хочется рассказать об удивительном сооружении рук человеческих – об арыке.

Арык
Арык.

Здешние люди, столетиями, обживавшими эти суровые места, чтобы пить чистую воду и орошать свои небольшие поля с пшеницей, прорубили в скалах русло арыка. Начинался он в горах на высоте примерно 4200 метров над уровнем моря, а заканчивался в посёлке на высоте 2500 метров. На скале разводили костёр, а потом на раскалённую поверхность лили воду – скала давала небольшую трещину. Затем опять костёр, и снова вода. Дело это не скорое, иногда за долгие годы люди отвоёвывали у скал по несколько метров. Теперь, заботливо ухоженное русло, длинной тонкой артерией спускается в селение, где чистую ледниковую воду жители пьют и используют в своих хозяйственных нуждах.

Длинная гусеница каравана медленно ползла по узкой тропе вдоль арыка.

Подходы.

В долгой дороге к «Зелёной поляне» нас ожидали потери, хорошо, что не человеческие. Почти весь состав сбора в этом сезоне уже были в горах (в Безенги) и переноска грузов была под силу не только циклопам, как поётся в одной песенке, но и нам. Правда, рюкзаки грузились по максимуму, чтобы было меньше ходок наверх. С утра, пока солнце пряталось за высокими горами, и было прохладно, мы шли довольно бодро, однако, по мере того как оранжевый блин стал нещадно припекать, пот лился ручьями, а рюкзаки пригибали нас к земле всё ниже и ниже.

Подходы 2.
Подходы 2.

Остановки на 15 минутный отдых стали чаще. Не ожидая нас, погонщик ишаков со своим юным помощником погнали караван вперёд. Вот тут мы дали маху, не оценили вовремя обстановку и местный менталитет, как теперь говорят. А дело вот в чём. Поскольку караван сильно растянулся, то вперёд ушедшие ишаки с поклажей, стали всё чаще и чаще исчезать из нашей прямой видимости за очередным крутым поворотом. И хитрые таджики не преминули воспользоваться таким удобным случаем и скинули в ближайшие кусты часть продуктов в виде консервов и 20 метровую бухту верёвки. Пропажа обнаружилась спустя день, когда мы сортировали вещи, продукты и снаряжение по хозяйственным палаткам. Короче, мы лопухнулись – не приставили человека с облегчённым рюкзаком, чтобы он сопровождал караван в пути. Были у нас потери и объективного характера: при переправе вброд через речку, один ишак зашёл глубже, чем надо, и потоки воды накрыли его с притороченным сбоку мешком, где был сахарный песок. Намокший сахар нарушил баланс распределения поклажи, и бедное животное, где-то посреди бурного потока, завалилось набок и беспомощно задрыгало ногами, не сумев нащупать копытами дно речки. Ишак, пытаясь сбросить ненавистный груз, извивался как карп на сковородке. К тому же его начало сносить вниз по течению. Мы поспешили на помощь и общими усилиями выволокли мокрое «грузотакси» на берег. Жалко ведь, если пропадут продукты. Шутка! Конечно, сахар больше не существовал в виде песка, он безнадёжно намок. Впоследствии, когда содержимое мешка высушили на солнце, то получился конгломерат в виде сладкой и волосатой (от мешковины) глыбы, от которой, когда хотелось попить чаю, приходилось откалывать куски, которые затем дробились на более мелкие кусочки.

3. На «Зелёной Поляне»

Поляна.
Лагерь. Шкурки.
Лагерь. Шкурки.

Лагерь решили ставить на стандартном месте, где его размещали все экспедиции до нас, т.е. в левой части Поляны. Вся правая часть поляны была испещрена мелкими ручейками и небольшими разливами озёр. Причём, по всей, не залитой водой территории, паслись разрозненные стада овец и молодых бычков, пригнанных на откорм жителями посёлка Лянгар. Бычки оказались очень шустрыми: не хотели без боя отдавать свою территорию и попытались забодать незваных пришельцев, а овцы они и есть овцы - разбегались, увидев незнакомцев. Близкое соседство с этими стадами нам показалось нежелательным и тогда, вооружившись палками, отряд бесстрашных бойцов во главе с Борей Силиным прогнали парнокопытных за водную преграду. Таким образом, установили границу, за которую животные больше не допускались.

Параллельно с переноской экспедиционного груза, часть участников сбора строили Базовый лагерь. Строительство жилой зоны проходило по давно отработанному плану: в первую очередь устанавливались большие палатки, где предстояло хранить продукты и снаряжение, затем возводился навес для кают-компании, где должны проходить собрания участников, тренерские посиделки и вообще место, где можно было бы пообедать во время дождя. Кухня – это святое место. Для неё выбиралось лучшее место – в середине лагеря, чтобы всем было одинаково быстро добираться, когда прозвучит долгожданный «бэмс» - сигнал на завтрак-обед-ужин. Личные апартаменты строились согласно личным пристрастиям. Гнездились кто где хотел: одни любят тишину и покой, стало быть на краю лагеря, а другие любят быть в гуще событий – значит рядом с кухней и кают – компанией. А чтобы не нарушать экологическое равновесие в данном районе, около лагеря были сооружены санитарно-гигиенические сооружения «М» и «Ж».

Вскоре все вещи были перенесены на поляну, и жизнь в лагере потекла своим чередом. Тренеры планировали наши спортивные выходы на горы, участники – подгоняли своё снаряжение, а повар – готовил еду для всех нас. Для экспедиции в качестве повара была приглашена опытная повариха Нина Иванова Повар Нина Иванова. Нина, Ниночка, Нинель, так ласково мы её звали. Повар на сборе важная фигура. Готовила Нина на славу. Каждый обед был праздником для наших желудков. Не было случая, чтобы кто-то был недоволен приготовленным ею блюдом, хотя меню не всегда отличалось большим разнообразием: щи да каша – вот еда наша. Для разнообразия Нина баловала нас чудесно приготовленными блинчиками со сгущёнкой или с вареньем. А после ужина, когда все сытые и довольные отваливали от стола, и была вымыта посуда, Нинель брала свою видавшую виды гитару и под её аккомпанемент в вечерней горной тиши, мы пели свои любимые песни. Заходящее солнце, цепляясь за широкую, в виде лопаты, вершину пика Энгельса являло нам в течение часа незабываемое светопредставление. Макушка горы сначала была ярко освещённой, а затем постепенно становилась оранжево-золотистой, потом красно-бордовой и, наконец, когда солнце опустилось за гребень хребта, всё ущелье погрузилось в чернильную тьму. Но это не было концом света – на дежурство по ущелью заступила Луна. Она явила свой лик в виде большого ярко-голубого диска, осветив ущелье и окружающие горы фантастическим светом. День закончился и пора спать.

Весь следующий день в лагере полным ходом шел медосмотр и подготовка к выходу групп для заброски продуктов и снаряжения на перевал «5200». Этот перевал отделял ущелье Кишты-Джероб от ущелья Зугванд. Именно оттуда, с ледника Зугванд, нам предстояло совершить восхождение на гору, которую мы пока ещё даже не видели. Ранним утром цепочка альпинистов с увесистыми рюкзаками направилась из лагеря по тропе к языку ледника Кишты-Джероб.

Врач, измерение давления.
Врач, измерение давления.

Врач.
Пик Энгельса. 1981 год.

Путь был не сложным, и ещё по темноте, мы успели проскочить те участки льда, где могли бы сверху скатиться на нас камни. Верхняя часть ледника представляла собой поверхность, сильно усыпанную камнями, скатившимися со склонов пика Энгельса. Трещины на леднике были большей частью на перегибе, перед языком. Благодаря тому, что все они оказались неширокими, то легко преодолевались перепрыгиванием. При подъёме на перевал, мы в некоторых местах для безопасности применили перила. На перемычку вышли довольно рано – солнце только-только начало выглядывать из-за гор. Освободив от груза свои рюкзаки, мы аккуратно упаковали и спрятали заброску в ближайших скалах. Затем, немного отдохнув и налюбовавшись прекрасным видом окружающих гор, часть ребят начала спуск к Зелёной поляне, а другая, спустилась на противоположную сторону - на ледник Зугванд, чтобы ближе посмотреть на стены, которые выстроились в ряд, как на конкурсе красоты. Каждая была красавицей и каждая достойна короны, но попробуй определить из них лучшую! Если смотреть на них с перевала «5200», то горы расположились в следующем порядке (справа – налево): в самом начале ущелья пик Николадзе (6310 м), затем пик Таджикского Государственного Университета (ТГУ, 6183 м), потом пик Таджикистана (6554 м), а в конце ущелья - пик Ленинградского Государственного Университета (ЛГУ, 6222 м).

Пик Николадзе из ущелья Кишты-Джероб ТГУ - Николадзе Пик Таджикистана ЛГУ и Таджикистан
Пик Николадзе из ущелья  Кишты-Джероб ТГУ - Николадзе Пик Таджикистана ЛГУ и Таджикистан

Из всех перечисленных вершин, наименьшей посещаемостью у восходителей пользовался пик ЛГУ. Может быть из-за того, что смотрелся не столь внушительно как остальные? Да и зачем куда-то далеко идти, когда прямо перед тобой такие супер стены пиков ТГУ и Таджикистана? Видимо, поэтому много раз на их гладких гранитных отвесах бывали отважные альпинисты и неоднократно за прохождение сложных маршрутов ребята вполне заслуженно получали Чемпионские медали. Наша команда ДСО «Спартак» в сезоне 1981 года в рамках Чемпионата СССР от Ленгорспорткомитета заявила в высотно-техническом классе первопрохождение на пик ЛГУ по контрфорсу восточной стены, а запасным вариантом выбрали один из маршрутов Вик. Солонникова на пик ТГУ.

Пик ЛГУ расположен в отроге Шахдаринского хребта, отходящем на юг от пика К. Маркса. Первыми взошли на безымянный пик «6222» московские альпинисты под руководством В. Тихонравова в далёком 1958 году. Певопрохождение на пик ЛГУ было совершено в 1962 г. командой С.М. Саввона из ущелья Дридж (ущ. Нишгар – прим. ред.), он же дал имя безымянной вершине. Спустя несколько лет, в 1968 году, по Западному контрфорсу Южного гребня был пройден ещё один маршрут 4б к/тр. Восточная стена пика ЛГУ имеет среднюю крутизну порядка 70 градусов и значительную протяжённость, примерно 2000 м. На стене имеются два контрфорса: левый – чётко выражен только в своей верхней части, а правый контрфорс прослеживается от вершинного купола до ледника. Последний вариант мы и выбрали для своего восхождения.

После того как были сделаны необходимые заброски продуктов и снаряжения под начало маршрута, проведены наблюдения за горой в разное время суток, на предмет схода камнепадов и ледовых обвалов, был составлен примерный тактический план восхождения. Чтобы окончательно решить некоторые вопросы по прохождению верхних участков на стене и для лучшей акклиматизации 12 августа нами было совершено восхождение на пик Московской Правды (Ю) по маршруту 4б к/тр.

На заброски
На заброски
наблюдения
Наблюдения

4. Восхождение

15 августа группа в составе: Гены Исаченко – капитана команды, Андрея Лалетина, Виталия Гуревича и Юрия Строганова вышла из базового лагеря «4200» в верховья ущелья Кишты-Джероб. Заночевав на перевале «5200» мы рано утром 16 августа начали спуск к леднику Зугванд и, пройдя по нему примерно 2 часа, остановились под самым началом маршрута на ЛГУ. Остаток дня посвятили наблюдением за стеной и подготовкой к выходу. К вечеру к нам подошли ребята из группы наблюдения: Колчин Сан Саныч, Женя Гасилов, Сергей Голенецкий и Андрей Малиновский. Все они имели право выхода на маршрут 6 к. тр. и были обеспечены снаряжением и средствами связи на случай, каких либо неприятностей с командой восходителей. Такими квалифицированными наблюдателями могли бы похвастаться не многие. Большое им спасибо. Они пожертвовали своими восхождениями, чтобы обеспечить нам надёжный тыл.

Исаченко Лалетин Гуревич Строганов

17 августа. Первый день восхождения

В 7 часов утра команда в полном составе подошла к основанию стены. Высота 4150 метров. Нижняя часть стены ограничена справа вертикальными сбросами. Слева – сериями стенок с участками нависания. Безопасный путь пролегает по явно выраженному внутреннему углу с нависанием в верхней части. Трудности прохождения угла связаны с его крупноблочной структурой и ещё больше усиливаются при прохождении карниза. Здесь потребовались искусственные точки опоры. Далее сложный траверс вверх и вправо по стене с выходом на полку. Полка выводит под основание контрфорса. Здесь стена с карнизами. На стене ограниченное количество трещин. Серия нависающих участков. Лазание предельно трудное, требуются искусственные точки опоры. Верх стены представляет внутренний угол замкнутый карнизом. Скалы заглажены. Мест для забивки крючьев практически нет. Лазание сложное. На карнизе – предельное. Под карнизом, во внутреннем углу, оставили контрольный тур (банка на крюке). К месту намеченной ночёвки вышли вовремя. Весь день первой шла связка Исаченко – Строганов. Высота 4410 м, пройдено 260 м (6 верёвок)

18 августа. Второй день восхождения

Вышли в 8 утра. Безоблачно. Движение возглавила связка Гуревич – Лалетин. Пошли заглаженные «бараньи лбы». Скалы монолитные. Лазание на трении. Вновь внешний угол в виде «пуза» с нависами. Эта характерная форма рельефа для всего контрфорса. Малое количество зацепок, их форма черепицеобразная. Лазание предельно трудное. Прохождение этих участков заняло 3,5 часа. Далее скальный гребень контрфорса. Нижняя его часть относительно некрутая и отделена от верхней части треугольной стеной. Удобнее идти по правому канту стены. Верхняя часть гребня значительно круче и прерывается серией разнообразных по высоте и форме рельефа стенок. Скалы заглажены. Трещин мало. Удобную площадку на гребне использовали для организации бивуака. С места ночёвки удалось подробно рассмотреть участки второй треугольной стенки и скорректировать намеченный для прохождения путь с точки зрения безопасности. Высота 4780 м, пройдено 370 м (9 верёвок).

19 августа. Третий день восхождения

Выход на маршрут в 8:00. С утра, как и в предыдущий день, ясно. Во второй половине дня облачно. Впереди связка Строганов – Исаченко. Продолжая движение по гребню, через 90 метров мы подошли к основанию большой треугольной стены. Слагающие её породы расчленены немногочисленными широкими трещинами, местами залитые льдом поэтому использовать их было неудобно и тогда пришлось продолжать подъём по стене используя мелкие зацепки. Крутизна стены постепенно вырастает до вертикали. Выше стена нависает. Движение связки проходит по ярко выраженному внутреннему углу. Скалы гладкие, монолитные. Участок нависания – явно выраженный карниз. Проходиться с организацией искусственных точек опоры. Бивуак организовали при выходе на гребень. Ночёвка удобная. Здесь оставляем второй контрольный тур. Высота 5056 м, пройдено 276 м (7 верёвок).

20 августа. Четвёртый день восхождения

С утра туман. Высокая облачность. Холодно. Впереди связка Лалетин – Гуревич. Непосредственно от бивуака начинается снежно – ледовый гребень. Справа карнизы. Снег рыхлый, тяжёлый. Далее скальный взлёт. Стена вертикальная, с нависающими участками. Слагающие породы – мраморизованный известняк. Зацепки не прочные. Лазание напряжённое. Организация страховки затруднена. За скальным взлётом вновь участок льда и новый скальный взлёт. Скалы монолитные, залитые льдом. Лазание сложное. Следующая крутая ледовая стена выводит на снежно – ледовый гребень. На нём часто встречаются снежно-ледовые «медузы», через которые приходиться с осторожностью пролезать, чтобы не задеть их «щупальца». Крутизна гребня постепенно возрастает до значительной. Площадка для ночёвки вырубается во льду. Однако размеры её малы для четверых. Ночёвка полулежачая. Высота 5314 м, пройдено 258 м (6 верёвок).

21 августа. Пятый день восхождения

Пасмурно. Холодно. Выход в 8:00. Впереди работает связка Исаченко – Строганов. Выше бивуака выраженный гребень смыкается с предвершинным бастионом. Скальные обнажения на этом отрезке гребня носят характер крутых стен – сколов. Рельеф стен выражен слабо. Бастион является наиболее трудной, ключевой частью всего маршрута. Его средняя крутизна составляет 84 градуса, а протяжённость 430 метров! Бастион представляет собой неявно выраженный отвесный внешний угол. Стык его левой и правой стен перерезан большим количеством карнизов и нависов. Движение по центру практически невозможно, что вынудило нас искать путь подъёма на его стенах. Ещё во время наблюдения контрфорса из лагеря под маршрутом мы многократно возвращались к просмотру бастиона, пытаясь найти наилучший путь. Однако лишь здесь, в непосредственной близости, мы смогли по достоинству оценить проблемность поставленной задачи. Справа – зеркальная монолитно нависающая стена большой протяжённости. Слева – отвесная стена, рассечённая вертикальной ступенью. В верхней части угла – карниз. Однако, левый вариант кажется предпочтительнее, но желательна консультация с наблюдателями. Мы и ранее прибегали к радиосвязи для уточнения местоположения команды или корректировки пути. Консультация убедила нас, что левый вариант более реален для прохождения. Исаченко траверсирует гладкую монолитную стенку и входит во внутренний угол. Сложный подъём по углу. На карнизе применялись лесенки. Навешиваются перила. После карниза вертикальная ступень заканчивается. Выше гладкая стена без видимого рельефа и чуть нависает. Исаченко движется вверх и вправо через центр бастиона на его правую стенку. Стена имеет СВ ориентацию, поэтому скалы часто залиты льдом. Холодно. Выбор мест для страховки затруднён. Движение медленное. Лазание в галошах. Лишь к 20.30, в сумерках, пройдя 80 метров по обледенелым скалам, находим скальную полку, залитую льдом, на которой вырубаем подобие площадки. Ночёвка полулежачая. Высота 5756 м, пройдено 492 м (12 верёвок).

22 августа. Шестой день восхождения

Пасмурно. Холодно. Ночью выпал снег. Движение продолжается по правой стене. Впереди работает Гуревич. Только нависающие участки скал свободны ото льда. Структура скал – черепицеобразная. Скалы не прочные. В конце этого участка находим небольшую скальную площадку, залитую льдом. Предполагается, что найти выше площадку для ночёвки будет проблематично, и поэтому двойка Лалетин – Строганов осталась готовить место для ночёвки, а двойка Исаченко – Гуревич уходят на обработку стены. Ребята проходят участок обледенелых скал, камин, залитый льдом, и выходят на центр бастиона. Только первые 25 метров по центру бастиона относительно просты. Выше центральная часть отвесна, а в верхней части закрыта четырёхметровым карнизом, охватывающим центр и часть левой стены. Выбирается правый вариант. Стена здесь близка к 90 градусам, зацепок мало. Лазание предельно сложное. К 19 часам от бивуака было обработано три верёвки, мест для устройства ночёвки не обнаружено. По радиосвязи верхняя двойка подтвердила нижней сохранение ранее выбранного бивуака и спустилась вниз. Высота 5 865 м, пройдено 109 м (3 верёвки)

23 августа. Седьмой день восхождения

С утра туман. Холодно. Ночью шёл снег. Выход в 7:30. За обработанным накануне участком – гладкая нависающая стена. Ранее предполагалось проходить её с применением шлямбурных крючьев. Утром, при более тщательном изучении стены, удалось обнаружить вертикальную трещину, пересекающую навис и использовать обычные крючья. Переходя на лесенках с крюка на крюк, Исаченко в великолепном стиле проходит нависающую часть стены и оказывается на стене близкой к вертикали, но позволяющей свободное лазание. Выше – круче. На карнизе снова пришлось применять лесенки. За карнизом относительно простой участок бастиона, где после двухчасовой ледовой работы установили палатку. Ночёвка лежачая. Можно даже вытянуть ноги.

Высота 6048 м, пройдено 183 м (5 верёвок).

24 августа. Восьмой день восхождения. Вершина

Погода с утра хорошая. Выход со стоянки в 7:30. Короткий участок простых скал и траверс по ледовой стенке в поисках пути прохождения последнего скального пояса чёрных скал перед выходом на предвершинный купол. Пояс изобилует нависами. Удаётся найти свободный от карнизов, хотя и не простой путь выхода. Выше пояса крутой снежно-ледовый склон, увенчанный по всей длине стены мощным фирновым карнизом. Траверсируя вверх и вправо, находим незначительное понижение карниза, через которое выходим на предвершинный купол. По пологому ледовому куполу, покрытому кальгаспорами, выходим на вершину. Время 15 часов 45 минут. Высота 6222 м. За рабочий день пройдено 174 м (4 верёвки). Всего пройдено по вертикали 2 080 метров (52 верёвки).

5. Возвращение

На вершине долго искали тур с запиской предыдущих восходителей, так как явной пирамидки из камней сложенных руками человека видно не было. Но не зря же гласит пословица: «Кто ищет - тот всегда найдёт». Вскоре Гена Исаченко уже меняет записку 1968 г., которая ждала смены долгих 13 лет! С вершины в дымке слева виднеется снежная шапка пика Карла Маркса, а справа далеко за Пянджем – величественная горная страна Гиндукуша и отроги Каракорума.

После короткого отдыха на тёплых камнях вершины делаем фотографии окружающих гор и в 16:00 связываемся с наблюдателями. Получив от них первые поздравления с успешным восхождением, начинаем стремительный спуск с горы, по простому южному гребню ЛГУ, в сторону ущелья Дридж. Бежали до тех пор, пока было светло и уже в сумерках, обессиленные, вышли на зелёную лужайку, которую пересекал небольшой ручеёк. Сбросив, порядком надоевшие рюкзаки, мы прильнули обожжёнными губами к прохладной влаге, и пили, пили, пили как лошади на водопое. Утолив жажду, мы установили палатку и залегли спать. Рано утром, сворачивая свой лагерь, мы увидели ниже по склону кош и людей, суетившихся рядом с ним. Через несколько минут наш небольшой отряд спустился к жилищу пастухов. Несколько овец паслось рядом, но никого из людей мы пока не встретили. На крик: «Эй, есть кто-нибудь!», вышел старец в драном пёстром халате с чалмой на голове и длинным посохом в руке. Расспросив его о пути до селения Зонг, мы хотели, снова бежать вниз, но неожиданно вокруг нас стали собираться любопытные ребятишки 6-8 лет. А чуть позже подошли и несколько пожилых женщин. Выяснилось, что вчера вечером пастух заметил нас, спускающихся с горы, и подумал, что это моджахеды из Афганистана. Жители, на всякий случай, спрятались. В этих краях встреча с боевиками не редкость: те переходят границу по реке Пяндж и грабят и без того нищих жителей Бадахшана. Убедившись, что мы простые альпинисты, спустившиеся с вершины, старец гостеприимно пригласил нас испить чаю. В скромном тесном жилище всем разместиться было не легко, но отказаться, значит обидеть хозяина - закон гор. Свет, от единственного в комнате окошка, освещал нехитрую обстановку: низкий, из камней сложенный стол, небольшой очаг, утварь на полках и в полутёмном углу комнаты высокую стопку ватных одеял. С большим удовольствием, напившись горячего зелёного чая, и обсудив «мировые проблемы», мы тепло распрощались с жителями коша и продолжили спуск в долину.

В посёлке Зонг мы первым делом зашли в продмаг. Нас сильно удивило, что никто из присутствующих в магазине нас не испугался. Похоже, мы уже находились в более-менее цивилизованном месте. Гена Исаченко человек запасливый: кроме шоколадки, которую он по-братски поделил ещё на вершине, у него оказались и немного деньжат. Их хватило, чтобы организовать небольшое пиршество после недельного поста на горе. У местных жителей выяснили, где в посёлке можно принять ванну, то есть помыться. И вскоре блаженствовали, в устроенном вблизи родонового источника, бассейне. Посреди маленького водоёма находился столик из мрамора, и за ним мы славно отметили наше возвращение, сидя по шею в целебных водах. Кружки у нас всегда при себе, а колбасу и зелень можно брать и руками. Ложек и вилок, для облегчения, на гору не брали. Подняли тост за наш дружный коллектив, за гору, которая позволила взобраться на себя, и, конечно – за прекрасных дам. Так благополучно закончились наши приключения на «забытой горе». Однако в нашей памяти она останется навсегда. А в базом лагере нас продолжали ждать…

Базовый лагерь.

1/ г. Ош – пос. Гульча – пер. Талдык ( 3650 м ) – пос. Сары-Таш – пер. Кызыларт ( 4280 м ) – оз. Кара-Куль - пос. Караарт – пос. Музкол – пер. Акбайтал ( 4655 м ) – пос. Мургаб – пер. Найзаташ ( 4137 м ) – пер. Харгуш ( 4284 м ) – пос. Лянгар.