Ипотека и кредит

 Пословицы, поговорки, загадки, присказки, афоризмы. 

 Легкомысленный человек, не знающий истины, изъясняется абстрактно, высокопарно и неточно.

Несчастна страна, которая нуждается в героях.

Голод - плохой повар.

У человека должно быть хотя бы на два гроша надежды, иначе жить невозможно.

Несчастлива страна, у которой нет героев.

Если правительство недовольно своим народом, оно должно распустить его и выбрать себе новый.

Великие учителя! Произнося речи, не затыкайте ушей.

Слабая память прибавляет нам сил.

Перевороты совершаются в тупиках.

Портрет
БРЕХТ (Brecht) Бертольт (1898-1956), немецкий писатель, режиссер. В 1933-47 в эмиграции. 1949 основал театр «Берлинер ансамбль». В философско-сатирических пьесах на современные, исторические и мифологические сюжеты: «Трехгрошовая опера» (поставлена в 1928, музыка К. Вейля, издана в 1931), «Мамаша Кураж и ее дети» (создана в 1939, издана в 1941); «Жизнь Галилея» (создана в 1938-39, издана в 1955), «Добрый человек из Сезуана» (создана в 1938-40, издана в 1943); «Кавказский меловой круг», (поставлена в 1954, музыка П. Дессау, издана в 1949), с гуманистических, антифашистских позиций ставил остроактуальные проблемы. Ориентировался, как и в собственной режиссуре, на разработанные им принципы «эпического театра», предполагающего обращение не к традиционному «сопереживанию», а к трезвому разуму и критическому анализу. Ввел т. н. эффект отчуждения — новый ракурс рассмотрения привычного, используя модернизированный аналог античного хора — песни-зонги, строя мизансцены по принципу кинокадра и т. п. Оказал влияние на театр 20 в. Международная Ленинская премия (1954).
БРЕХТ (Brecht) Бертольт (10 февраля 1898, Аугсбург — 14 августа 1956, Берлин), немецкий драматург, режиссер, теоретик театра.
Семья, годы учения. Первая мировая война
Родился в семье управляющего фабрики, домовладельца. В 1917, закончив аугсбургскую гимназию, поступил на медицинский факультет Мюнхенского университета. В 1918 был призван в армию, служил санитаром в военном госпитале. В 1918-19 написаны первые произведения, среди них — знаменитая «Легенда о мертвом солдате», стихотворение, пронизанное гневным антимилитаристским пафосом; пьесы «Ваал» и «Барабанный бой в ночи». Увлеченный идеями немецкой революции 1918, становится членом аугсбургского солдатского совета. Поражение революции не помешало Брехту навсегда сохранить интерес к вопросам социального переустройства мира. В 1920-х гг. живет в Мюнхене и Берлине, пишет прозу, лирические стихи, статьи по теории искусства, выступает, исполняя под гитару собственные песни, в мюнхенском небольшом театре-варьете. На сценах Германии появляются его первые пьесы.
К середине 1920-х гг. написана комедия «Что тот солдат, что этот» (1926), в которой определяется эстетическая позиция по отношению к экспрессионизму — направлению в искусстве 1910-20-х гг., родившемуся в Германии накануне Первой мировой войны. Не принимая идеалистичность бунтарских устремлений экспрессионизма, утопичность его призыва к всемирному человеческому братству, Брехт противопоставлял им свое представление о человеке, нравственность которого не абстрактна, а обусловлена социальными обстоятельствами.
Создатель теории «эпического театра»
В 1928 в Берлине (где Брехт обосновался в середине 1920-х гг.) он сотрудничал с такими известными театральными режиссерами, как Макс Рейнхардт и Эрвин Пискатор, но чаще со своей собственной труппой . В театре «У Шиффбауэрдамм» состоялась премьера «Трехгрошовой оперы» — вольной переработки балладной оперы английского драматурга 18 в. Дж. Гея. Погрузившись в стихию жизни деклассированных городских низов (воры, проститутки, бандиты), Брехт — незадолго до прихода к власти фашизма — дал глубокий социальный анализ коррумпированного общества, раскрыл великую опасность обаяния бандитизма. Зонги-пьесы, положенные на специально написанную для спектакля музыку Курта Вейля, сразу сделались признанными шлягерами. Пьеса прошла по сценам многих стран, принеся автору европейскую известность.
К концу 1920-х гг. сформировались основные положения теории «эпического театра», одной из основополагающих театральных систем целого столетия. Традиционный театр («драматический» или «аристотелевский», так как его законы были сформулированы еще Аристотелем) порабощает зрителя, по Брехту, иллюзией правдоподобия, целиком погружает его в сопереживание, не давая возможности увидеть происходящее со стороны. Брехт же, обладающий обостренным чувством социальности, считал главной задачей театра воспитание в зрителе классового сознания и готовности к политической борьбе. Такую задачу, по его мнению, мог выполнить «эпический театр», обращающийся — в противоположность театру традиционному — не к чувствам зрителя, а к его разуму. Представляя собой не воплощение на сцене событий, а рассказ об уже совершившемся, он сохраняет эмоциональную дистанцию между сценой и залом, заставляя не столько сопереживать происходящему, сколько анализировать его. Основной принцип эпического театра — «эффект очуждения», совокупность приемов, при помощи которых привычное и знакомое явление «очуждается», «остраняется», то есть неожиданно предстает с незнакомой, новой стороны, вызывая у зрителя «удивление и любопытство», стимулируя «критическую позицию по отношению к изображаемым событиям», побуждая к социальному действию. «Эффект очуждения» в пьесах (и позднее в спектаклях Брехта) достигался комплексом выразительных средств. Одно из них — обращение к уже известным сюжетам («Трехгрошовая опера», «Мамаша Кураж и ее дети», «Кавказский меловой круг» и др.), сосредоточивающее внимание зрителя не на том, что произойдет, а на том, как это будет происходить. Другое — зонги, песни, введенные в ткань пьесы, но не являющиеся продолжением действия, а останавливающие его. Зонг создает дистанцию между актером и персонажем, поскольку в нем выражается отношение к происходящему не персонажа, а автора и исполнителя роли. Отсюда особый, «по Брехту», способ существования актера в роли, всегда напоминающий зрителю, что перед ним — театр, а не «кусок жизни».
Брехт подчеркивал, что «эффект очуждения» не есть особенность только его эстетики, а изначально свойствен искусству, которое всегда не тождественно жизни. В разработке теории эпического театра он опирался на многие положения эстетики Просвещения и опыт восточного театра, в частности китайского. Основные тезисы этой теории окончательно были сформулированы Брехтом в работах 1940-х гг.: «Покупка меди», «Уличная сцена» (1940), «Малый органон» для театра» (1948).
Эмиграция. Зрелые годы
В начале 1930-х гг. в творчестве драматурга активно начинает звучать антифашистская тема. В «страшной сказке» «Круглоголовые и остроголовые» (1932-34) через иносказание (использован сюжет шекспировской «Меры за меру») отчетливо читается разоблачение расовой теории фашизма. Пьеса, начатая в Германии, завершалась уже в изгнании. В начале 1933, с установлением фашистской диктатуры, Брехт вместе с женой, актрисой Еленой Вейгель (с которой он соединился в 1920-х гг., после расторжения первого брака) и маленьким сыном покинул родину. Попытка шантажа — похищения нацистами двухлетней дочери — с целью вернуть Брехта в Германию не удалась. Брехты сначала оказались в Скандинавии, позднее семья воссоединилась в Швейцарии. Через несколько месяцев книги писателя стали сжигать на его Родине, Брехт был лишен гражданства.
Дания, Швеция, Финляндия, проездом СССР и, наконец, в 1941 Калифорния — менялись страны, длилась эмиграция. Годы эмиграции (1933-1948) — период зрелого творчества, время появления лучших пьес драматурга.
В 1938 закончена пьеса «Страх и отчаяние в Третьей империи» (начало работы — 1935): 24 сцены, явившие читателю представителей всех слоев общества, а в целом — беспощадный социально-психологический портрет гитлеровской Германии. В 1939 написаны «Жизнь Галилея» и «Мамаша Кураж и ее дети». Обе драмы — исторические, действие происходит в 17 в., но история для драматурга лишь способ познать современность. Работая над пьесой о великом итальянском физике на пороге Второй мировой войны, в преддверии рождения атомной бомбы, Брехт размышлял о возможных пагубных последствиях развития науки для человечества, ставил вопрос о соотношении в ней интеллектуального и морального начал, о нравственной ответственности ученого за совершаемые открытия. В «Мамаше Кураж» в образе главной героини — маркитантки, наживающейся на войне, он показал опасную пассивность обыкновенного обывателя, «маленького человека», не желающего вмешиваться в политику. Такого «маленького человека» Брехт рассматривал как серьезную общественную угрозу, обнаруживая в нем (а не только в сильных мира сего) виновника былых и будущих катастроф.
В 1941 создан «Добрый человек из Сезуана» — пьеса о доброй проститутке Шен Те, которой для того, чтобы выжить, приходится время от времени превращаться (переодеваясь в мужской костюм) в злого «двоюродного братца» Шой Та, потому что доброту все хотят эгоистически использовать. То, что местом действия был выбран Китай, не означает этнографического интереса автора. Это своеобразный «эффект очуждения», подчеркивающий несущественность обстоятельств места и времени. Мораль притчи: чтобы отстоять себя в злом, враждебном естественному человеку мире, приходится пользоваться его же средствами — такова диалектика добра и зла в обществе социальной несправедливости.
В том же, 1941, Брехт еще раз обратился к теме прихода к власти фашизма. «Карьера Артуро Уи, которой могло не быть» — антигитлеровский памфлет. Пародийная история восхождения к власти шайки гангстеров, возглавляемых ничтожеством Артуро Уи, — анализ карьеры фашистского фюрера и социальных условий, сделавших ее возможной. Пьесы такого рода, как «Добрый человек...», «Артуро Уи» (и другие), драматург называл пьесами-параболами. Парабола — усложненная притча, суть которой в осмыслении социально-нравственных проблем современной действительности посредством иносказания. Параболой является и «Кавказский меловой круг» (1944), в котором история крестьянки Груше, усыновившей чужого ребенка и ставшей ему истинной матерью, читается через известную восточную легенду о споре двух матерей — кровной и той, что воспитала ее сына (еще один сюжетный источник пьесы — притча о библейском царе Соломоне, который мудро решил, как и судья в восточной легенде, что настоящая мать думает о ребенке, а не о себе). Пьеса, построенная как рассказ, содержащая зонги, представляющие собой своеобразные внутренние монологи героев, — яркий образец эпического театра.
Возвращение на родину. «Берлинер ансамбль»
Вернуться на родину сразу по окончании войны не удалось. В 1947, во времена маккартизма в США, Брехт, последние шесть лет эмиграции живший в Калифорнии, должен был — в числе многих крупных деятелей искусства — предстать перед Комиссией конгресса по расследованию антиамериканской деятельности. Только в 1948 он оказался в Германии, избрав местом жительства Восточный Берлин. В последние годы жизни были завершены авторские обработки «Антигоны» Софокла, шекспировского «Кориолана», «Гувернера» немецкого драматурга Я. Ленца, написана пьеса-парабола «Турандот, или конгресс обелителей» (публикация 1967). Тогда же Брехт был избран вице-президентом Академии искусств ГДР (1954), председателем пен-клуба ГДР и ФРГ (1953); награжден Национальной премией ГДР (1951), Ленинской премией «За укрепление мира между народами» (1954).
В 1949 спектакль «Мамаша Кураж» в режиссуре автора и с Вейгель в главной роли возвестил о рождении нового театра — «Берлинер ансамбля». В 1949-56 одна за другой появлялись на его сцене брехтовские постановки собственных пьес. Гастролируя во многих странах, «Берлинер ансамбль» продемонстрировал всему миру новаторство драматурга и режиссера, многообразные возможности его эпического театра.
Драматург, теоретик театра, театральный деятель, Брехт известен еще и как поэт и прозаик. В 1934 вышел в свет «Трехгрошовый роман» (по мотивам собственной пьесы), на протяжении жизни публиковались стихотворные сборники, раскрывавшие читателю не только Брехта-антифашиста и певца классовой борьбы, но и философа-лирика, умеющего остро чувствовать радости и горести бытия.
Творчество Брехта оказало огромное влияние на развитие театра 20 в. Пьесы его шли во всем мире уже при жизни. Но с советским театром отношения складывались сложно. После постановки в 1930 А. Я. Таировым «Трехгрошовой оперы» Брехт четверть века не появлялся на советской сцене. Принимая гражданскую, политическую позицию писателя (хотя Брехт далеко не всегда однозначно приветствовал все то, что происходило в Советском Союзе, особенно в конце 1930-х гг., он не поверил в виновность С. М. Третьякова, с которым был знаком), отечественные идеологи видели опасность в его театральной теории, утверждая, что эпический театр несовместим с узаконенной системой К. С. Станиславского. Только после 1956, в период «оттепели», пьесы Брехта заняли свое место в репертуаре театров страны. Некоторые из брехтовских спектаклей стали значительными вехами в истории советской сцены — прежде всего «Добрый человек из Сезуана» в постановке Ю. П. Любимова в Театре на Таганке (1963), окончательно развеявший миф об эстетической несовместимости Брехта и русского театра.
Хроника человечества
История культуры

И. В. Холмогорова

 

 

Rambler's Top100