»потека и кредит

 ѕословицы, поговорки, загадки, присказки, афоризмы. 

 √ромкие слова не всегда влекут за собой громкие дела.

„еловек находит врагов гораздо легче, чем друзей.

»скусный льстец может иметь успех до тех пор, пока против него не обрат€т его же собственное оружие.

—трах делает умных глупыми и сильных слабыми.

ќпыт - лучший учитель: его уроки мы хорошо запоминаем.

Ќет вернее способа ободрить врага, как показать, что его боишьс€.

ѕул€, просвистевша€ на дюйм от цели, так же бесполезна, как та, что не вылетала из дула.

язык не всегда в силах выразить то, что видит глаз.

ѕортрет
 ”ѕ≈– ƒжеймс ‘енимор (1789-1851), американский писатель. —очетал элементы просветительства и романтизма. »сторические и приключенческие романы о ¬ойне за независимость в —ев. јмерике, эпохе фронтира, морских путешестви€х (ЂЎпионї, 1821; пенталоги€ о  ожаном „улке, в т. ч. Ђѕоследний из могиканї, 1826, Ђ«веробойї, 1841; ЂЋоцманї, 1823). —оциально-политическа€ сатира (роман Ђћоникиныї, 1835) и публицистика (памфлетный трактат Ђјмериканский демократї Ш”ѕ≈– ƒжеймс
 ”ѕ≈– (Cooper) ƒжеймс ‘енимор (15 сент€бр€ 1789, Ѕерлингтон, штат Ќью-ƒжерси Ч 14 сент€бр€ 1851,  уперстаун, шт. Ќью-…орк), американский писатель Ш”ѕ≈–
ѕервые шаги в литературе
јвтор 33 романов, ‘енимор  упер стал первым американским писателем, которого безоговорочно и широко признала культурна€ среда —тарого —вета, включа€ –оссию. Ѕальзак, чита€ его романы, по собственному признанию, рычал от удовольстви€. “еккерей ставил  упера выше ¬альтера —котта, повторив в этом случае отзывы Ћермонтова и Ѕелинского, который вообще уподобл€л его —ервантесу и даже √омеру. ѕушкин отмечал богатое поэтическое воображение  упера.
ѕрофессиональной литературной де€тельностью он зан€лс€ сравнительно поздно, уже в 30-летнем возрасте, и вообще как бы случайно. ≈сли верить легендам, которыми неизбежно обрастает жизнь крупной личности, свой первый роман (Ђѕредосторожностьї, 1820) он написал на спор с женой. ј до этого биографи€ складывалась вполне рутинно. —ын разбогатевшего в годы борьбы за независимости землевладельца, сумевшего стать судьей, а затем и конгрессменом, ƒжеймс ‘енимор  упер вырос на берегу озера ќтсего, мил€х в ста к северо-западу от Ќью-…орка, где в ту пору проходил Ђфронтирї Ч пон€тие в Ќовом —вете не только географическое, но в большой степени социально-психологическое Ч между уже освоенными территори€ми и дикими, первозданными земл€ми аборигенов. “аким образом, с малолетства он стал живым свидетелем драматического, а то и кровавого роста американской цивилизации, прорубавшейс€ все дальше на запад. √ероев своих будущих книг Ч пионеров-скваттеров, индейцев, фермеров, становившихс€ в одночасье крупными плантаторами, он знал не понаслышке. ¬ 1803 в 14-летнем возрасте  упер поступил в …ельский университет, откуда был, впрочем, исключен за какие-то дисциплинарные провинности. «атем последовала семилетн€€ служба на флоте Ч сначала торговом, затем военном.  упер и далее, уже сделав себе громкое писательское им€, не оставл€л практической де€тельности. ¬ 1826-1833 годах он занимал пост американского консула в Ћионе, правда, скорее номинально. ¬о вс€ком случае, в эти годы он объездил немалую часть ≈вропы, надолго оседа€, помимо ‘ранции, в јнглии, √ермании, »талии, Ќидерландах, Ѕельгии. Ћетом 1828 засобиралс€ было в –оссию, однако этому плану так и не суждено было осуществитьс€. ¬есь этот пестрый жизненный опыт, так или иначе, отразилс€ в его творчестве, правда, с разной мерой художественной убедительности.
Ќатти Ѕампо
—воей всемирной славой  упер об€зан не так называемой трилогии о земельной ренте (Ђ„ертов палецї, 1845, Ђ«емлемерї, 1845, Ђ раснокожиеї, 1846), где старые бароны, земельные аристократы, противопоставлены алчным дельцам, не скованным никакими моральными запретами, и не другой трилогии, наве€нной легендами и действительностью европейского средневековь€ (ЂЅравої, 1831, Ђ√ейденмауэрї, 1832, Ђѕалачї, 1833), и не многочисленным морским романам (Ђ расный корсарї, 1828, Ђћорска€ волшебницаї, 1830, и др.), и тем более не сатирам, вроде Ђћониконовї (1835), а также примыкающим к ним по проблематике двум публицистическим романам Ђƒомойї (1838) и Ђƒомаї (1838). Ёто вообще злободневна€ полемика на внутриамериканские темы, ответ писател€ критикам, обвинившим его в недостатке патриотизма, что действительно должно было его болезненно задеть Ч ведь позади осталс€ ЂЎпионї (1821) Ч €вно патриотический роман из времен американской революции. Ђћоникиновї даже сравнивают с Ђѕутешестви€ми √улливераї, но  уперу €вно не хватает ни свифтовской фантазии, ни свифтовского остроуми€, здесь слишком €вно проступает тенденци€, убивающа€ вс€кую художественность. ¬ообще, как ни странно,  упер более успешно противосто€л своим недругам не как писатель, а просто как гражданин, который при случае и в судебные инстанции мог обратитьс€. ƒействительно, он выиграл не один процесс, защища€ в суде свою честь и достоинство от неразборчивых газетных памфлетистов и даже земл€ков, которые постановили на собрании изъ€ть его книги из библиотеки родного  уперстауна. –епутаци€  упера, классика национальной и мировой литературы, прочно держитс€ на пенталогии о Ќатти Ѕампо Ч  ожаном „улке (называют его, впрочем, по-разному Ч «веробоем, —околиным √лазом, —ледопытом, ƒлинным  арабином). ѕри всей скорописи автора, работа над этим произведением раст€нулась, хот€ с большими перерывами, на семнадцать лет. Ќа богатом историческом фоне в нем прослежена судьба человека, прокладывающего тропинки и магистрали американской цивилизации и в то же врем€ трагически переживающего крупные моральные издержки этого пути.  ак проницательно заметил в свое врем€ √орький, герой  упера Ђбессознательно служил великому делу... распространени€ материальной культуры в стране диких людей и Ч оказалс€ неспособным жить в услови€х этой культуры...ї.
ѕенталоги€
ѕоследовательность событий в этом первом на американской почве эпосе сбита. ¬ открывающем его романе Ђѕионерыї (1823) действие происходит в 1793, и Ќатти Ѕампо предстает уже клон€щимс€ к закату жизни охотником, не понимающим €зыка и нравов новых времен. ¬ следующем романе цикла Ђѕоследний из могиканї (1826) действие переноситс€ на сорок лет назад. «а ним Ч Ђѕрери€ї (1827), хронологически пр€мо примыкающа€ к Ђѕионерамї. Ќа страницах этого романа герой умирает, но в творческом воображении автора продолжает жить, и спуст€ много лет он возвращаетс€ к годам его молодости. ¬ романах Ђ—ледопытї (1840) и Ђ«веробойї (1841) представлена чиста€ пастораль, беспримесна€ поэзи€, которую автор обнаруживает в человеческих типах, и главным образом в самом облике девственной, еще почти не тронутой топором колониста природе.  ак писал Ѕелинский, Ђ упера нельз€ превзойти, когда он приобщает вас к красотам американской природыї.
¬ критическом очерке Ђѕросвещение и словесность в јмерикеї (1828), облеченном в форму письма вымышленному аббату ƒжиромачи,  упер жаловалс€ на то, что печатник в јмерике по€вилс€ раньше писател€, писатель же романтик обделен летопис€ми и темными предани€ми. —ам же он и компенсировал эту недостачу. ѕод его пером персонажи и нравы фронтира обретают невыразимое поэтическое очарование. –азумеетс€, ѕушкин был прав, заметив в статье Ђƒжон “еннерї, что куперовские индейцы ове€ны романтическим флером, лишающим их €рко выраженных индивидуальных свойств. Ќо романист, кажетс€, и не стремилс€ к точности портрета, предпочита€ правде факта поэтическую выдумку, о чем, кстати, иронически писал впоследствии ћарк “вен в известном памфлете ЂЋитературные грехи ‘енимора  упераї.
“ем не менее, об€зательства перед исторической реальностью он ощущал, о чем сам говорил в предисловии к Ђѕионерамї. ќстрый внутренний конфликт между высокой мечтой и реальностью, между природой, воплощающей высшую истину, и прогрессом Ч конфликт характерно-романтического свойства и составл€ет главный драматический интерес пенталогии.
— пронзительной остротой этот конфликт обнаруживает себ€ на страницах Ђ ожаного чулкаї, €вно самой сильной вещи и в пенталогии, и во всем наследии  упера. ѕоставив в центр повествовани€ один из эпизодов так называемой —емилетней войны (1757-1763) между англичанами и французами за владени€ в  анаде, автор ведет его стремительно, насыщает массой приключений отчасти детективного свойства, что и сделало роман любимым детским чтением дл€ многих поколений. Ќо это не детска€ литература.
„ингачгук
¬озможно, потому еще образы индейцев, в данном случае „ингачгука, одного из двух главных героев романа, получились у  упера лирически-размытыми, что важнее лиц дл€ него были общие пон€ти€ Ч плем€, род, истори€ со своей мифологией, укладом жизни, €зыком. »менно этот мощный пласт человеческой культуры, в основе которого лежит родственна€ близость к природе, и уходит, о чем свидетельствует смерть сына „ингачгука ”нкаса Ч последнего из могикан. Ёта утрата катастрофична. Ќо не безысходна, что вообще не свойственно американскому романтизму.  упер переводит трагедию в мифологический план, а миф, собственно, не знает четкой границы между жизнью и смертью, недаром  ожаный „улок, тоже не просто персона, но герой мифа Ч мифа ранней американской истории, торжественно и уверенно говорит, что юноша ”нкас уходит лишь на врем€.
Ѕоль писател€
„еловек перед судом природы Ч вот внутренн€€ тема Ђѕоследнего из мокиганї. ƒот€нутьс€ до ее величи€, пусть порой и недоброго, человеку не дано, но он посто€нно вынужден решать эту нерешаемую задачу. ¬се остальное Ч схватки индейцев с бледнолицыми, битвы англичан с французами, красочные одежды, ритуальные танцы, засады, пещеры и т. п. Ч это только антураж.
 уперу было больно видеть, как корнева€ јмерика, которую воплощает любимый его герой, уходит на глазах, подмен€€сь совсем другой јмерикой, где бал прав€т спекул€нты и проходимцы. ѕотому, наверное, и обронил как-то писатель с горечью: Ђя разошелс€ со своей странойї. Ќо со временем стало видно то, что не заметили современники-соотечественники, упрекавшие писател€ в антипатриотических настроени€х, расхождение Ч это форма нравственной самооценки, а тоска по ушедшему Ч тайна€ вера в продолжение, не имеющее конца.
 упер (ƒжемс-‘енимор Cooper) Ч знаменитый американский романист; родилс€ в 1789 г. в штате Ќью-ƒжерси. ¬скоре после его рождени€ отец его, довольно богатый землевладелец, переселилс€ в штат Ќью-…орк и основал там поселок Cooperstown превратившийс€ теперь в городок. ѕолучив первоначальное образование в местной школе,  . отправилс€ в алабамский университет, но, не окончив курса, поступил в морскую службу и был назначен состо€ть при постройке военного судна на озере ќнтарио. Ётому обсто€тельству мы об€заны великолепным описанием ќнтарио, встречающемс€ в его знаменитом романе ЂThe Pathfinderї. ¬ 1811 г.  . женилс€ на француженке ƒелане, происходившей из семьи, симпатизировавшей јнглии в эпоху войны за независимость; ее вли€нием объ€сн€ютс€ те сравнительно м€гкие отзывы об англичанах и англ. правительстве, которые встречаютс€ в ранних романах  . —лучай сделал его писателем. „ита€ однажды вслух жене какой-то роман,  . заметил, что не трудно написать лучше. ∆ена поймала его на слове: чтобы не показатьс€ хвастуном, он в нисколько недель написал свой первый роман: ЂPrecautionї. ѕредполага€, что в виду уже начавшейс€ конкуренции между английскими и американскими авторами, английска€ критика отнесетс€ к его произведению неблагосклонно,  . не подписал своего имени и перенес действие своего романа в јнглию. ѕоследнее обсто€тельство могло только повредить книге, обнаружившей плохое знакомство автора с английскою жизнью и вызвавшей весьма неблагосклонные отзывы англ. критики. ¬торой роман  ., уже из американской жизни, был знаменитый ЂЎпионї (ЂThe Spyї, 1821), имевший громадный успех не только в јмерике, но и в ≈вропе. «атем  . написал целую серию романов из американской жизни (Ђѕионерыї, Ђѕоследний из ћогиканї, Ђ—тепиї, Ђќткрыватель следовї, Ђќхотник за лан€миї), в которых изобразил борьбу пришельцев-европейцев с американскими индейцами. √ероем этих романов €вл€етс€ охотник, выступающий под различными именами, энергичный и симпатичный, вскоре сделавшийс€ любимцем европейской публики. »деализированными €вл€ютс€ у  . не только этот представитель европейской цивилизации, но и некоторые из индейцев („ингачгук, ”нкас). ”спех этой серии романов был так велик, что даже английска€ критика должна была признать талант  . и назвала его американским ¬альтер-—коттом. ¬ 1826 г.  . отправилс€ в ≈вропу, где провел семь лет. ѕлодом этого путешестви€ было несколько романов (ЂBravoї, ЂThe Headsmanї, ЂMersedes of Castileї), действие которых происходит в ≈вропе. ћастерство рассказа и посто€нно усиливающийс€ интерес его, €ркость описаний природы, от которых веет первобытной свежестью девственных лесов јмерики, рельефность в изображении характеров, которые сто€ть перед читателем как живые Ч таковы достоинства  . как романиста. ¬ начале сороковых годов романы  . были весьма попул€рны и в –оссии; в особенности читалс€ на расхват печатавшийс€ в Ђќтеч. «апискахї ќткрыватель следов (ЂThe Pathfinderї), о котором Ѕелинский выразилс€, что это Ч шекспировска€ драма в форме романа (—оч. т. XII, стр. 306). по возвращении из ≈вропы,  ., кроме нескольких романов из американской жизни, написал еще »сторию северо-американского флота (ЂHistori of the United States Navyї, 1839). ќбнаруженное в этом сочинении стремление к полнейшему беспристрастию не удовлетворило ни его соотечественников, ни англичан; полемика, им вызвана€, отравила последние годы жизни  . ќн ум. в 1851 г.

 

 

Rambler's Top100