Ипотека и кредит

 Пословицы, поговорки, загадки, присказки, афоризмы. 

 Моралисты говорят об эгоизме, как о дурной привычке, не спрашивая, может ли человек быть человеком, утратив живое чувство личности.

Есть эгоизм узкий, животный, грязный, так, как есть любовь грязная, животная, узкая.

НАВОИ Низамаддин Мир Алишер (9 февраля 1441, Герат — 3 января 1501, там же), узбекский поэт, мыслитель и государственный деятель. Родился в семье тимуридского чиновника Гиясаддина Кичкине. К 15 годам стал известен как поэт, слагающий стихи на двух языках (среднеазиатских тюрки и фарси). Учился в Герате, Мешхеде и Самарканде. В 1469 стал хранителем печати при правителе Хорасана Султан-Хусейне Байкара. В 1472 был назначен визирем и получил титул эмира. Оказывал помощь ученым, художникам, музыкантам, поэтам, каллиграфам, руководил строительством медресе, больницы, мостов.
Политические взгляды Навои вызвали недовольство при дворе. В 1487 был сослан в отдаленную провинцию Астрабад в качестве правителя. Оставил службу. Вернувшись в Герат в 1488, конец жизни провел в творческой работе.
Около 30 сборников стихов, крупных поэм, прозаических сочинений и научных трактатов. «Сокровищница мыслей» (1498-1499) — свод стихов, собранных и расположенных самим поэтом хронографически по четырем сборникам-диванам, соответственно четырем ступеням возраста поэта: «Диковины детства», «Редкости юности», «Диковины средних лет», «Назидания старости». В это собрание входят стихи разных лирических жанров, особенно многочисленны газели (более 2600). Поэт оставил также «Диван Фани» — сборник стихов на фарси. Вершина творчества — «Пятерица»: «Смятение праведных» (1483), «Лейли и Меджнун » (1484), «Фархад и Ширин » (написана 1484), «Семь планет» (1484), «Искандарова стена» (1485). По восточной традиции «Пятерица» явилась «ответом» (назира) на «Пятерицы» Низами Гянджеви и индо-иранского поэта Амира Хосрова Дехлеви, писавшего на фарси. Обратившись к сюжетам их сочинений, восприняв и некоторые формальные особенности, Навои дал совершенно иное идейно-художественное толкование тематики и сюжетных ситуаций, новую трактовку образов и событий. «Смятение праведных», первая поэма цикла, состоит из 64 глав и носит философско-публицистический характер, освещая наиболее существенные вопросы тогдашней действительности. Поэма излагает основные черты мировоззрения поэта, его этические и эстетические взгляды. «Лейли и Меджнун» — поэтическая разработка популярного древнеарабского предания о трагической любви юного Кайса к красавице Лейли. Гуманистический пафос, эмоциональная напряжённость конфликта, сила художественного воздействия на читателя были причиной огромного влияния поэмы на многие восточные литературы и узбекский фольклор. «Фархад и Ширин» — героико-романтическая поэма о любви богатыря Фархада к армянской красавице Ширин, на которую претендует иранский шах Хосров. Навои использовал приёмы фольклорной поэтики, традиции народного героического эпоса. «Семь планет», четвёртая поэма цикла, состоит из семи сказочных новелл, объединённых общей рамкой. «Искандарова стена» — заключительная поэма цикла, ее герой — идеальный справедливый правитель, высоконравственный мудрец Искандар.
В 1490-1499 создал труд по теории стиха «Собрание утонченных». Важные вопросы теории литературы, особенно стихосложения, освещены в трактате «Весы размеров». В конце жизни написал аллегорическую поэму «Язык птиц» (1499) и философско-дидактическое сочинение «Возлюбленный сердец» (1500).
Навои оказал воздействие на развитие не только узбекской литературы, но и на развитие уйгурской, туркменской, азербайджанской, турецкой, татарской и др. тюркоязычных литератур. Основные идеи в творчестве Навои: гуманизм, демократические начала.

 

 

Rambler's Top100